Архитектурные обломы - это профили простой и сложной формы разного размера (рис. 2). Они бывают прямолинейные и криволинейные. Из сочетания простых обломов получаются сложные. Например, астрогал представляет собой валик с полочкой и выкружкой.

Все классические ордера состоят из архитектурных обломов. Ордер - один из видов архитектурной композиции, главнейшими элементами которой являют-

Рис. 2. Архитектурные обломы: 4 - вал; 5 - четвертной вал; 6 - сложный вал; 12 - сложная вы-

а - прямолинейные элементы; б - обратный четвертной вал; 7 - чет- кружка; 13 - обратная сложная простые криволинейные элементы; вертная выкружка; 8 - выкружка; выкружка; 14 - каблучок; 15 - в - сложные четвертные элементы; 9 - обратная четвертная выкружка; обратный каблучок; 16 - гусек;

1 - полочка; 2 - пояс; 3 - плинт; 10 - сложный вал; 11 - обратный 17 - обратный гусек

Рис. 3. Детали из архитектурных об- архитектурных обломов; I - стул 3 - полочка; 4 - плинт; 5 - вал;

ломов: пьедестала; II - база; III - стер- 6 - выкружка; 7 - стержень ко-

а - элементы тосканского ордера; жень колонны; IV - капитель; лонны; 8 - валик; 9 - шейка;

б - филенки и другие детали из 1 - стул пьедестала; 2 - каблук; 10 - четвертной вал; 11 - слезник с я колонны с сопровождающими их частями; ордера возникли и развивались в архитектурном искусстве - древнегреческом и римском, а также эпохи Возрождения; различают ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский.

Правильное сочетание или расположение обломов дает возможность создать красивые филенки, пояски, карнизы, колонны и т. д. (рис. 3).

Обшивка домов тесом

Обшивку домов тесом делают не только для утепления, но и для декоративной отделки.

На рисунке 4 показаны два дома, обшитых тесом. В обоих случаях тес располагается по отношению к полу дома горизонтально и вертикально.

В верхнем доме оконные проемы оформлены наличниками, но окна не закрываются ставнями. В нижнем доме наличников нет, но окна закрываются ставнями. Нижнюю часть стен опоясывает обшивка тесом, который поставлен вертикально и образует как бы пояс.

У каждого дома крыльцо выполнено просто, но с большим вкусом. Если у верхнего дома фундамент гладкий, оштукатуренный, то у нижнего он сложен из камней разной формы, следы раствора с камней убраны и фундамент подчеркивает красоту выполненной подшивки.

Из приведенных примеров видно, что только умелое расположение досок обшивки придает дому соответствующую красоту.

Срок службы деревянных домов зависит от многих причин: от того, какой лес применяли для строительства дома, из сырого, полусухого или сухого материала собирали сруб, какую влажность имели конопатные материалы, не занесены ли споры домового гриба и нет ли в древесине жуков-древоточцев, хорошо ли устроена гидроизоляция, проветривается дом или внутри него всегда влажный воздух. Большую роль в рубленом доме играют конопатные работы.

При неправильно выполненной конопатке в доме сыро и холодно, а в пазах начинает загнивать древесина.

Всем хорошо известно, что при приготовлении пищи, стирке и сушке белья, запарке корма для скота в доме образуется повышенная влажность, которая способствует загниванию древесины и образованию домового гри ба.

Обшивку дома следует проводить при условии, что стены его не заражены грибом и жуками-древоедами. Обшивочный материал должен быть сухим. Между обшивкой и стенами не должен быть так называемый застойный воздух, от которого быстро загнивает древесина. Поэтому обшивку надо выполнить так, чтобы пространство между ней и стенами хорошо проветривалось. Для этого необходимо устраивать вентиляционные отверстия, которые открывают для проветривания в

Рис. 4. Обшивка домов тесом теплое время и закрывают на холодный период года или вообще не закрывают.

При появлении в стенах дома домового гриба или жуков обшивку необходимо снимать, так как иначе антисептирование провести невозможно.

Защита архитектурных частей зданий от разрушения

Стены с наружной стороны за щищают от атмосферных осадков разными способами. Наиболее надежно стены предохраняют карнизы, которые делают с вылетом от поверхности стены не менее 35 см, а лучше 50 см. На карнизах следует предусматривать слезники, располагаемые внизу, за краем спуска.

Все архитектурные детали защищают металлическими покрытиями со свесами и слезниками, или капельниками, а детали, выступающие от стены более чем на 50 см, и подоконные сливы независимо от их размеров покрыва ют оцинкованной кровельной сталью со свесом над деталью не менее 3 см.

Полы балкона делают с уклоном не менее 5% в сторону от стены, чтобы стекала вода. С боковых сторон балкона делают реб ра, чтобы вода не могла попасть на стены. Эти условия относятся к лоджиям и эркерам.

Над окнами и дверями устраивают сандрики, которые служат защитой от косого дождя и стекающей со стен воды.

Наружные подоконные сливы отводят воду с окон. Их выполняют из цементного раствора с железнением и последующим покрытием кровельной оцинкованной сталью. Если они выполнены из известково-гипсового раствора, то их хорошо затирают, заглаживают, сушат, окрашивают два раза масляной краской, сушат и покрывают оцинкованной сталью. Цементное покрытие также неплохо покрасить масляной краской. Сливы и покрытия должны иметь уклон в сторону улицы, чтобы на них не скапливались снег и вода.

Верхнюю часть парапета отделывают цементным раствором, железнят, окрашивают и покрывают кровельной оцинкованной сталью.

Деревянные части зданий следует хорошо обрабатывать специальными составами против грибков и дереворазрушающих насекомых. С наружной стороны архитектурные детали можно окрасить масляной краской или только проолифить, но все это надо делать по совершенно сухой древесине. Защитная обработка деталей по сырой древесине не дает результатов и часто приводит к отрицательным явлениям.

Все щели в деталях рекомендуется предварительно зашпатлевать, зачистить и только после этого окрашивать по просушенной проолифке.

Наносимую краску следует хорошо растушевывать кистью, чтобы слой ее был минимальной толщины.

Во-первых, она высыхает быстрее, а во-вторых, меньше расходуется краски. Лучше сначала проолифить, просушить, а затем два раза окрасить, нанося материал тонкими слоями. Толстые слои краски не украшают изделие. Она быстро стареет, морщится, трескается и отстает пленками.

Переплеты и двери должны быть обязательно покрашены, но


только через год после их установки на место, когда древесина высохнет.

Отделка домов

Варианты отделки домов

Для примера рассмотрим дом Н. М. Вилкова в поселке Залесный под Казанью (рис. 5). Кроме обшивки *в елку», на доме имеется много резных деталей. Наличники выполнены мелкой красивой прорезной резьбой. Окно на фронтоне имеет оригинальную форму и красивые наличники. В переплете поставлены дополнительные бруски, которые образуют ромбы. Это окно сильно отличается от окон в стенах дома.

Внизу фронтона расположен резной пояс достаточно большой ширины. Углы фронтона закрыты досками конусообразной формы, на которых укреплены розетки. По спускам кровли на фронтоне находится широкая доска с резьбой, образующая бортик.

Фронтон над крыльцом выполнен в виде сложной стрельчатой арки с обивкой внутри тесом «в елку». Крышу крыльца поддерживают фигурные столбы.

Столбы для навешивания ворот закрыты лопатками, то есть досками, обрамленными по краям рейками.

Обшивка ворот состоит из двух частей: нижней прямолинейной и верхней «в елку» с розеткой в виде звездочки. Каждая половина ворот обрамлена раскладками.

Ограждение выполнено так. Столбы вверху имеют фигурные головки. Планки ограждения, поставленные вертикально, расположены не строго по одной горизонтальной прямой, а имеют между столбами небольшую вогнутость. Внизу ограждения имеется дощатый цоколь. План

ки с лицевой стороны дополнительно закреплены брусками. Внутри каждой делянки (между столбами) имеется ромбовидное украшение.

Карниз в доме гладкий. Украшений на нем нет.

На рисунке 6 показаны дома с различной декоративной отдел кой. Одни очень хорошо оформлены всевозможной резьбой, другие в дополнение к резьбе окрашены масляными, эмалевыми или тому подобными красками черного цвета с предварительной олифкой или грунтовкой поверхностей. Окрашивание выполняют за два раза.

После высыхания краски на эти поверхности прибивают прорезные детали, окрашенные в белый цвет, или набивают по трафарету всевозможный орнамент, но краской белого цвета (рис. 7). Белый орнамент выглядит на черном фоне очень эффектно. Если прорезные детали крепят не гвоз


дями, а шурупами, то повторное окрашивание удобно выполнять, предварительно отвернув шурупы и сняв детали. Общую поверхность окрашивают в черный цвет, детали - в белый. После высыхания краски все ставят на свои места.

Выступающие шляпки гвоздей или шурупов рекомендуется закрасить белилами, чтобы они не ржавели и не оставляли потеки.

Если набивку орнамента осуществляют по трафарету, то последний следует сохранять. После сушки его кладут между двумя листами фанеры или ровными асбестоцементными листами. Таким образом трафарет хорошо сохраняется, и его можно использовать многократно.