Треугольники различных форм и размеров широко применяют в геометрической резьбе (рис. 75). Они бывают равнобедренные, равносторонние, с прямыми и криволинейными сторонами. К этим элементам относят и миндалевидные углубления, которые образуются кривыми дугами одинакового размера. С помощью различных треугольников, квадратов, прямоугольников и миндалевидных углублений создают сложные красивые орнаменты.

Техника выполнения работ может быть различной. Каждый должен выбрать наиболее удобный для него прием резьбы.

Вырезать треугольники можно с углублением их вершины или центра. Вырезать треугольники с кривыми сторонами сложнее, чем с прямыми.

Вырезание треугольников с углублением в центре и образованием мотивов из них (рис. 76). Эта работа состоит в удалении древесины, находящейся внутри контуров, очерчиваемых линиями рисунка. Техника выполнения резьбы такая. На заготовку переносят рисунок треугольника, затем делают надрезы прямым резцом со скошенным лезвием. Резец носком ставят в вершину треугольника и выполняют надрез древесины наибольшей глубины. Сделав три надреза внутри треугольника, приступают к срезанию или подрезанию древесины от наружных контуров. Резец приставляют к одному из контуров, наклоняют его примерно под углом 60° и срезают нижнюю грань. Срезать приходится с двух сторон: с левого и правого углов. Срезанные грани должны быть плоскими и сходиться по линиям надреза. Линии, ограничивающие стороны треугольника с лицевой поверхности заготовки, должны быть прямыми. Срезку древесины можно выполнять за два-три приема, а иногда и больше, что зависит от твердости древесины, остроты инструмента и размера треугольника. Работу выполняют резаком или ножом-косячком. Рассмотрим различные мотивы (фризы) из вырезанных треугольников.

Фриз а состоит из ряда вынутых треугольников с углублением их в центре. Все они расположены своими основаниями на одной прямой линии. Каждый из больших треугольников, из которых состоит фриз, предварительно делят на три маленьких линиями, проведенными из углов в центр. При выполнении работы сначала надрезают все маленькие треугольники, а затем вынимают древесину из основного (большого) треугольника.

Фриз б состоит из двух фризов а, соединенных между собой основаниями. Выполняют их, как описано выше. В результате срезания древесины двух примыкающих своими основаниями

Рис. 75. Разновидности треугольников треугольников между ними получается конусный гребень в виде стрелки, расположенной вдоль фриза.

Фриз в состоит из сочетания двух фризов а и б, но соединенных вершинами треугольников. Необходимо, чтобы вершины вынимаемых треугольников точно совпали, а их углубленность и наклон поверхностей углубления были одинаковые.

Фриз г состоит из ромбов, расположенных по его середине. Ромбы делят на два треугольника, каждый из них вынимают с углублением в центре. Этот фриз получается с вертикально рас положенными гребнями-стрелками.

Фриз д более сложный в исполнении. В каждой детали будет 12 вырезок.

Фриз е - ромбы делят на два треугольника, каждый из них вынимают с углублением в центре.

Фриз ж состоит из ряда звездочек, вписанных в квадраты, каждый из которых делится диагоналями на четыре треугольника с углублением в центре. Между звездочками образуются вертикальные гребни-стрелки.

Вырезание треугольников, ограниченных двумя прямыми и одной кривой сторонами, с образованием мотивов из них (рис. 77). Кривая сторона этих треугольников может быть выпуклой и вогнутой. Резьбу треугольников или выемку из них древесины выполняют с углублением в их центре. В первую очередь делают надрезы. Резак или косячок ставят носком в точку их пересечения. Древесину сначала подрезают по прямым сторонам, затем - по кривой. Треугольники с кривыми сторонами выполняют прямим резцом со скошенным лезвием или косячком. В узких треугольниках вырезать древесину можно угловым резцом.

Вырезание треугольников, ограниченных одной прямой и двумя кривыми сторонами, с образованием мотивов из них (рис. 78). Кривые стороны могут быть выпуклыми и вогнутыми. Работу начинают с надрезки внутренних линий, затем подрезают кривые стороны треугольника с выемкой подрезанной древесины. Таким образом, весь процесс состоит из надрезки, подрезки древесины, выемки ее и зачистки.

Вырезание треугольников, ограниченных тремя кривыми сторонами, с образованием мотивов из них (рис. 79). Стороны могут иметь выпуклую и вогнутую форму. Резьба таких треугольников мало чем отличается от резьбы треугольников, ограниченных двумя криволинейными и одной прямой сторонами. Сначала надрезают внутренние линии, а затем стороны, которые лежат против острых углов. Резаки применяют разных размеров, что зависит от крупности рисунка, глубины вырезки и других данных. Чаще всего применяют угловой резец или нож-косячок.

Вырезание узких треугольников с выходящим углом и разной длиной сторон с образованием мотивов из них (рис. 80). Стороны этих треугольников бы вают прямолинейные и криволинейные. В геометрической резьбе особенно широко применяют треугольники с криволинейными сторонами. При умелой компоновке можно получить исключительно красивые резные украшения. При их резьбе в основном применяют угловые резцы. Надрезы выполняют и прямыми резцами со скошенным лезвием. Кроме треугольников, можно выполнять квадраты, ромбы и др.

Вырезание миндалевидных углублений с образованием мотивов из них (рис. 81). Углубления подобного типа представляют собой две пересеченные криволинейные линии или дуги одинаковой кривизны с вынутой внутри них древесиной. Миндалины бывают с полной или частичной выемкой древесины. При частичной выемке в середине миндалины оставляют ромбовидный или фигурный выступ. В этом случае древесину не срезают и она выступает на уровне с плоскостью заготовки. Частичная выемка представляет собой треугольник неправильной формы с входящими углами.

Полное миндалевидное углубление выполняют прямым резцом со скошенным лезвием или но-жом-косячком. Многие для этой цели применяют подрезные ножи с изогнутым вниз лезвием. Техника работы ими заключается в том, что носок ставят на одну из контурных линий миндалевидного углубления так, чтобы его конец совпал с точкой пересечения дуг. Нажимая на нож, его медленно ведут по кривой линии или по дуге, не сбиваясь в сторону, до конца миндалины и после этого вынимают. Прорезав первую дугу, заготовку поворачивают на 180° и точно так же подрезают вторую дугу. Таким образом получается миндалевидное углубление в середине с остроугольной канавкой.

Если в миндалине имеется выступ, то вокруг него делают надрезы и только после этого вырезают миндалевидное углубление. Иногда в миндалине вместо простого ромба выполняют фигурный выступ. В этом случае работа не отличается от описанной выше, только увеличивается число надрезов и, кроме простого инструмента, приходится применять фигурный.

Контурная, плоскорельефная, углубленная и ажурная резьба

Контурная резьба состоит в том, что по нанесенным контурам рисунка острым инструментом прорезают углубленные до 1 мм линии треугольной формы. Это не представляет сложности, но тре бует аккуратности. После того как все линии выбраны, а возможные задиры древесины зачищены, приступают к закрашиванию этих линий любыми красками (водорастворимыми, масляными, эмалевыми и др.) с помощью маленькой кисточки. Контуры рисунков необходимо наносить на заготовку простым, а не хими ческим карандашом, след которого при окрашивании может дать потек, загрязняющий изде лие.

Плоскорельефная резьба может быть выполнена по-разному. В одном случае вокруг орнамента вырезают канавки, с наружной стороны которых древесину сни мают под углом. Часто прямые края орнамента закругляют - заваливают. Таким образом получается плоскорельефная резьба с завальным фоном. В другом случае вокруг орнамента выбирают фон, то есть снимают на какую-то глубину древесину. Выбранный фон обрабатывают различно: гладко, мелким релье фом - полосками или клеточками - или отдельными углублениями.

Углубленная резьба по характеру выполнения имеет две разновидности. Первая - это плоскоуглубленная, в которой орнамент

Рис. 83. Различные розетки углубляют в толщу заготовки незначительно (до 10 мм может быть в крупных деталях), а фон остается нетронутым. Вторая - углубленная резьба - состоит в том, что орнамент остается нетронутым и находится на перво начальном уровне, а фон, то есть древесина вокруг орнамента, углубляется. Фон выравнивают различно, чаще всего с помощью резцов, оставляющих после себя неглубокие желобки.

Геометрическая резьба по вырезанию треугольников была рассмотрена раньше. Треугольники могут быть разной высоты, это зависит от глубины вырезания между ними древесины.

Ажурная резьба - это фактически прорезная резьба, когда фон полностью удаляется. Для эффекта под такую резьбу часто подкладывают что-то цветное или закрашивают часть стены или карниза краской. С наружной стороны резьбу также иногда окрашивают.

Объемная резьба самая сложная в выполнении. Легче всего ее выполнять из мягких пород древесины, а из твердых - после получения соответствующих навыков. Сначала вырезают кусок дерева, по размерам и форме приближающийся к выполняемому изделию, затем делают из него заготовку с помощью долот, стамесок и другого инструмента. Затем заготовку оформляют, то есть вырезают главные детали фигуры и сглаживают все неровности. После этого приступают к главной стадии - моделированию, в процессе которого отделывают мельчайшие детали с применением всевозможных инструментов.

Барельефы и горельефы - это резьба менее объемная. Например, если вырезать мяч полностью, то это будет объемная резьба, если вырезать до половины толщины - барельеф, а толщиной больше половины - горельеф.

Вырезные фигуры могут быть тонкими и толстыми. Их можно выполнять на каком-то основании (доске, щите) или вырезать отдельно с последующим креплением в нужном месте дома, двери, ворот или ограждений.

На рисунке 82 показаны различные резные изделия.