Известно, что световой потолок имитирует освещение на открытом воздухе и как бы лишает помещение верхнего перекрытия. Чтобы избежать эффекта заниженного пространства при недостаточной высоте помещения и вызвать иллюзию светлого просторного зала, над центральной частью целесообразно встраивать световой плафон и окружить ее уступами боковых террас, как показано на рис. 35, б.

Поверхности панелей с крупной фактурой кажутся материальными и близкими. Матовые и мелкоструктурные ворсовые поверхности усиливают действие цвета и зрительно выступают вперед от общего фона стен. Объемно-структурные потолки, состоящие из типовых элементов, изготавливают из гипсокартона с металлическими направляющими встроенных гранул полистирола, металлической фольги и других материалов с легким весом и декоративными возможностями.

В настоящее время большой популярностью пользуются зеркальные потолки (рис. 35, в). Они дают иллюзию увеличения пространства, «разрушая» его и лишая ограниченности. Однако здесь нужны осторожность и чувство меры, так как полная ирреальность вызывает беспокойство. В тех случаях, когда зеркала устанавливают по всей плоскости, например, стены, рекомендуется встраивать дополнительные элементы — полочку для декоративных растений и т. д., что определит положение зеркал.

Зрительно расширить пространство можно также с помощью подсвета (рис. 35, г) — скрытого освещения стен источниками света, спрятанными за плоскостью подвесного потолка. При этом стены, отражая свет, как бы начинают растворяться. Тот же прием при фактурной поверхности будет подчеркивать материальность стен, то есть усиливать их ограждающие свойства. Иногда светоизлучающие стены компонуют из блоков — светильников из белого матового стекла.

Для того чтобы создать видимость широты пространства, прибегают к резкому контрасту цвета потолка и стен. Но клетчатые потолки делать не рекомендуется — они как бы давят сверху.

Зависит освещение и интерьер от направленности светового потока. Если применить светильники, дающие прямое освещение, свет будет падать вниз, потолок останется темным, пол и стены — светлыми. Чем интенсивнее свет, тем резче тени и отчетливее предметы. Сильная контрастность возбуждает, концентрирует, а при длительном воздействии раздражает.

Если применить источники равномерного рассеянного освещения, все участки интерьера будут освещаться одинаково.

При отраженном освещении источник света направлен в потолок и отраженный свет падает на стены. При этом предметы не отбрасывают теней и трудно различать их форму. Сниженная контрастность успокаивает, но при длительном воздействии утомляет.

Необходимо иметь в виду, что искусственное освещение изменяет цветовой тон предметов. Например, красный цвет становится ярче, оранжевый — краснеет, желтый — белеет, зеленый — желтеет, голубой — зеленеет, синий — теряет яркость и темнеет, фиолетовый — краснеет и темнеет.

На светящихся потолках монтируют подвешенные на тросах люверсные решетки из металла и пластмасс, в качестве светорассеивающего экрана используют листы молочного стекла, плексигласа, рулонные покрытия из светопропускающей синтетической пленки. Источниками света служат люминесцентные лампы, лампы накаливания с зеркальным или диффузорным слоем.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒