Основная цель составления цветовой карты - предоставить ее владельцу четкое представление о будущем интерье ре, учитывая фактуру, масштаб и цвет всех ее компонентов. Составление карты требует подготовительной работы, в процессе которой вы определенно узнаете о себе много нового. Работа заключается в том, чтобы собрать базу данных, которая позже ляжет в основу цветовой карты. Собирать ее можно буквально из всего. Это могут быть особенные для вас предметы (бабушкина брошь с красивым камнем, кленовый лист, фотография из путешествия и т. д.), вырезки из журналов, кусочки ткани и старых обоев, пуговицы, цветные ленты. Основная задача этого собирательного процесса - внимательно смотреть по сторонам и прислушиваться к своей реакции. Все, что производит на вас впечатление, нужно складывать в «копилку».

Теперь разложите перед собой собранные сокровища и подумайте, как применить все это богатство в интерьере. Перекладывайте образцы, сочетайте между собой разные цвета и фактуры. Например, лежащие рядом осколок белоснежной фарфоровой чашки и перламутровая пуговица может навести вас на мысль об использовании в ванной комнате перламутровой мозаики в контрасте с ослепительно белым санфаянсом. Понаблюдайте за собой. Посмотрите на вырезки, какой цвет притягивает вас больше всего? Именно на его основе можно выстроить цветовую гамму всего интерьера. Если цвет слишком насыщен для того, чтобы окрашивать такой краской стены, можно использовать его для штор или обивки. Таким образом, можно продумать цвет напольных покрытий, текстиля, мебели. В конечном итоге у вас должна получиться цветофактурная схема будущего интерьера, которую останется только наклеить на «монтажную доску» - лист пенокартона или плотной бумаги.

Размещение образцов на монтажной доске является важным моментом. Например, образец напольного покрытия следует размещать внизу. Аксессуары располагайте рядом с теми элементами, к которым они имеют отношение: фотографию торшера нужно клеить поверх образца цвета стен. Соответственно, образец потолка и светильников должны найти себе место в верхней части карты. Размер и пропорции предметов также должны соответствовать их пропорциям при размещении в комнате. Например, напольные и настенные покрытия должны быть довольно большими, а подушки и аксессуары очень маленькими.

Составление цветовой карты - приятный и увлекательный процесс, который сэкономит вам массу времени, сделав поездки по магазинам крайне результативными. Чтобы сделать быстрый и правильный выбор, достаточно будет взять цветовую карту с собой.

Использование в интерьере цветового контраста

Термин «контраст» в переводе с французского означает «противоположность». А это значит, что, объединив противоположности в одну общую систему, вы сделаете свой интерьер уникальным и главное, гармоничным. С помощью контраста вы всегда найдете и выделите «изюминку» в помещении, которая сделает интерьер живым и интересным. Помните, здесь главное - чувство меры. Ведь контраст должен только подчеркивать детали, а не создавать ощущение дискомфорта!

На самом деле, контраст - одна из оптических иллюзий, применяемых дизайнерами и архитекторами для визуального изменения пространства в интерьере.

Иллюзия контраста заключена в том, что влияние на наше восприятие предмета оказывает окружающий его фон, то есть оценка яркости и размера наблюдаемого объекта будет нами осуществляться исходя из того, что окружает этот предмет. Если грамотно использовать этот принцип, можно добиться потрясающих результатов.

Виды контраста:

контраст симметрии и асимметрии; цветовой контраст (дополнительные цвета); контраст величин (противопоставление размеров); тональный контраст (противопоставление светлого и темного);

контраст яркости и бледности; светотеневой контраст-контраст ритма; контраст фактур и материалов; контраст статики и динамики.

В качестве примера рассмотрим применение контраста величин в интерьере. Для того чтобы комната смотрелась гармонично, важно найти оптимальное соотношение размеров предметов обстановки. Большие комнаты старайтесь декорировать большими предметами: диванами с объемными спинками и шкафами (высотой до самого потолка). Ну а если ваша комната невелика, обставляйте ее небольшими предметами для создания иллюзии высоты.

Фокус как прием для привлечения внимания В организации пространства интерьера очевидной сложностью является различие в цветофактурной отделке предметов, их размерах и формах. Поэтому желательно знать приемы, которые позволят вам создать визуально целостную, гармоничную среду в этих условиях. Многие дизайнеры считают, что при создании интерьера необходимо найти его фокус - предмет, на котором будет сконцентрировано основное внимание. Здесь идет речь о нахождении основного визуального акцента предметно-пространственной формы.

Нахождение фокуса является одним из многих приемов применения принципа композиционного контраста. Другой, не менее распространенный принцип состоит в хорошо продуманном подборе различных фактур, форм, цветовых пятен, что может быть выражено в сочетании тисненных и гладких фактур, угловатых и округлых предметов, яркой обивке мебели, расположенной у белой стены и т. д. Такой тип контраста довольно часто применяется в интерьерах «авангардного» стиля. Умелое использование контрастов Необходимо учитывать и психологическое восприятие форм. Обычно большое кажется сильным, маленькое - слабым, толстое - прочным, а тонкое - хрупким независимо от того, из какого материала изготовлен предмет. Очень важно умело использовать контраст размеров в качестве одного из средств достижения композиционного ритма, так как эстетическое впечатление от восприятия всего интерьера в целом создается как на основе пластического единства форм, так и на игре противоположностей.

Если контраст форм и размеров мы можем ощутить визуально, то контраст материалов можно почувствовать только на ощупь. Важно знать и помнить, что большинство предметов интерьера, с которыми мы постоянно соприкасаемся, должно иметь приятную на ощупь поверхность, психологически «теплую». Конечно же, стены лестничной клетки должны отличаться от стен спальни. Более холодные по цвету и жесткие по пластике поверхности уместны в тех помещениях, которые не связаны с активной деятельностью человека, и где есть много свободного пространства.

Контраст пробуждает эмоции, положительно воздействуя на человека в правильно найденных «дозах». Если же в помещении отсутствуют визуальные акценты, например все элементы интерьера (потолок, стены и мебель) выкрашены одинаковой или близкой по тону краской, такой интерьер будет восприниматься безжизненным и унылым. Следовательно, для оживления интерьера старайтесь вводить в его оформление контрастные элементы.

Попробуйте, к примеру, сочетание металла и дерева, это непременно подарит вашей квартире неповторимый облик. Вообще, дерево - универсальный материал, который можно сочетать с чем угодно. В результате вы всегда получите стильные интерьеры. Деревянная мебель на кухне в сочетании с кружевной скатертью и яркими занавесками «в цветочек» являются самым лучшим вариантом для создания деревенского стиля («кантри»). Великолепный «союз контрастов» составляют металл и стекло.

В последнее время при создании интерьеров все чаще стал применяться контраст старого и нового. При этом общее оформление жилья в классическом стиле (с хрустальной люстрой, старинной мебелью, карнизом с лепниной) прекрасно сочетается с новейшим оборудованием. Таким образом, в одном помещении удачно соседствуют классический стиль и современный комфорт.

Также одним из выигрышных вариантов можно считать смешение скандинавской сдержанности с яркими элементами. Например, на фоне светлых или даже белых стен обязательно должна быть расположена мебель насыщенных цветов. И, наоборот, если стены ярких оттенков, мебель должна быть светлой.

В любом случае, экспериментируя, вы только приобретаете. И кто знает, может быть, с изменением интерьера ваша жизнь также изменится в лучшую сторону.