Табл. 3.2. Система кодов Американского института черной металлургии—Общества инженеров автомобильного транспорта (AISI-SAE)

Номер серии

Тип стали

Примеры разбиения на серии

1000

Углеродистая

10ХХ — легированная углеродом с максимумом 1% марганца

11ХХ — ресульфизированная

12ХХ — ресульфизированная и рефосфорированная

15ХХ — не легированная углеродом, 1.00... 1.65% Мп

Марганцевые

1ЗХХ — 1.75% Мп

2000

Никелевые

23ХХ — 3.5% Ni

25ХХ — 5.0% Ni

3000

Никель-хромистые

31ХХ -1.25% Ni, 0.65 или 0.80% Сг

32ХХ-1.75% Ni, 1.07% Сг

ЗЗХХ - 3.50% Ni, 1.50 или 1.57% Сг

34ХХ-3.00% Ni, 0.77% Сг

4000

Молибденовые

40ХХ-0.20 или 0.25% Мо

44ХХ-0.40 или 0.52% Мо

Хромомолибденовые

41ХХ-0.50,0.80 или 0.95% Сг, 0.12,0.20,0.25 или 0.30% Мо

Никель-хромомолибденовые

43ХХ -1.82% Ni, 0.50 или 0.80% Сг, 0.25% Мо

S47XX - 1.05% Ni, 0.45% Сг, 0.20 или 0.35% Мо

Никель-молибденовые

46ХХ - 0.85 или 1.82% Ni, 0.20 или 0.25% Мо 48ХХ-3.5% Ni, 0.25% Мо

5000

Хромистые

50ХХ - 0.27,0.40,0.50 или 0.65% Сг

51ХХ - 0.80,0.87,0.92,0.95,1.00 или 1.05% Сг

6000

Хромованадиевые

61ХХ- 0.60,0.80 или 0.95% Сг, минимум 0.10 или 0.15% V

7000

Вольфрамохромистые

72ХХ-1.75% W, 0.75% Сг

8000

Никель-хромомолибденовые

81ХХ - 0.30% Ni, 0.40% Сг, 0.12% Мо

86ХХ - 0.55% Ni, 0.50% Сг, 0.20% Мо

87ХХ - 0.55% Ni, 0.50% Сг, 0.25% Мо

88ХХ - 0.55% Ni, 0.50% Сг, 0.35% Мо

9000

Марганцово-кремнистая

92ХХ-1.40 или 2.00% Si, 0.65,

0.82 или 0.85% Мп, 0.00 или 0.65% Сг

Никель-хромомолибденовая

93ХХ - 3.25% Ni, 1.20% Сг, 0.12% Мо

94ХХ - 0.45% Ni, 0.40% Сг, 0.12% Мо

97ХХ - 0.55% Ni, 0.20% Сг, 0.20% Мо

98ХХ -1.00% Ni, 0.80% Сг, 0.25% Мо

Для иллюстрации применения кодов Табл. 3.2 рассмотрим сталь 1040. Первая цифра 1 указывает на серию — это углеродистая сталь. Номер 10 сообщает, что это нелегированная углеродистая сталь с содержанием марганца максимум 1.00%. Последняя пара цифр 40, следовательно, сталь содержит 0.40% углерода.

Есть также некоторые спецификации особых сталей, которые имеют модифицированные номера Общества инженеров автомобильного транспорта (SAE), включающие буквы между первой и второй парой цифр (Табл. 3.3).

Табл. 3.3. Кодирование основных сталей буквами, добавленными в код Общества инженеров автомобильного транспорта

Код

Значение букв

XXBXX

В — усиленные бором стали

XXLXX

1 — свинцовые стали

В добавление к четырем цифрам Общество инженеров автомобильного транспорта дает дополнительную информацию о сталях и их сплавах при помощи буквенных приставок и окончаний (Табл. 3.4).

Табл. 3.4. Кодирование сталей и их сплавов буквенными приставками и окончаниями в кодах Общества инженеров автомобильного транспорта

Приставка/окончание

Значение приставок/окончаний

А

Сплав стали, изготовленный в кислой печи

В

Углеродистая сталь, изготовленная в печи Бессемера

С

Углеродистая сталь, изготовленная в основной мартеновской печи

D

Углеродистая сталь, изготовленная в кислой мартеновской печи

Е

Изготовленная в электропечи

X

Отклонения состава от нормальных пределов

Н(окончание)

Сталь будет оказывать влияние на условия прокаливаемое™

Американское общество по испытанию материалов (ASTM) и Американское общество инженеров-механиков (ASME) издают также стандарты сталей с нанесенным покрытием. Многие эти марки базируются на марках AISI—SAE. (См. Система кодирования нержавеющих сталей.)

Британская система кодирования сталей

В Великобритании стандартные коды для спецификации сталей заданы Британским институтом стандартов. Ниже следуют коды для рафинированных сталей.

1. Первые три цифры кода обозначают тип стали:

От ООО до 199

Углеродистые и углеродистомарганцевые типы; номер обозначает содержание марганца в процентах, умноженное на коэффициент 100

От 200 до 240

Автоматные стали; вторая и третья цифры обозначают приблизительное содержание серы в процентах, умноженное на 100

Кремнемарганцевые пружинные стали

От 300 до 499

Нержавеющие и окалиностойкие клапанные стали

От 500 до 999

Легированные стали

2. Четвертым символом является буква:


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒