V Подготовка поверхности обработкой ингибиторами коррозии.

Стальная поверхность или подложка включает кристаллическую оЬшетку железа, углерод, растворенный в железе, карбид железа и нерастворенные частицы углерода.

\ Коррозия представляет собой окислительный процесс, протекающий, в основном, в среде электролитов. На влажной поверхности стали за счет примесей в металле (карбиды, углерод и V- Д-) могут образовываться микрогальванические элементы с ярко выраженными катодными (отрицательными) и анодными (положительными) участками. В присутствии воды и солей (электролитов) эти участки становятся электродами микрогальвапи-ческих элементов, при работе которых развивается процесс коррозии. Ионы двухвалентного железа, образующиеся на катодных участках, реагируют с кислородом воздуха и гидроксиль-ными ионами электролита, в результате чего образуются оксиды и гидроксиды железа. Эти процессы свидетельствуют о начале коррозии и для предотвращения ее дальнейшего распространения необходимо изолировать поверхность металла от воздействия внешней среды.

Обычная краска — плохой изоляционный материал, ибо не существует покрытий, непроницаемых для влаги. Кроме того, любое незначительное повреждение поверхности покрытия до металла, например царапина, полученная при ударе' камнем, неизбежно приводит к появлению коррозии, которая будет распространяться под пленкой из-за недостаточной адгезии, свойственной почти всем лакокрасочным пленкам на необработанных металлических поверхностях.

Фосфатные пленки являются прекрасным изоляционным материалом. Рост кристаллов фосфатов начинается с активных участков поверхности металла и продолжается до тех пор, пока не покрывает всю поверхность. Такая кристаллическая структура по своему действию ведет себя как «керамическая» изоляция, не подвергающаяся воздействию влаги, особенно в тех случаях, когда она перекрыта красочной пленкой. Появление царапин или других видов местных повреждений не представляет серьезной опасности при эксплуатации фосфатированных изделий.

9.3. ГРУНТОВАНИЕ

Назначение грунтовки состоит в усилении противокоррозионной защиты. Это достигается введением в состав рецептур грунтовок антикоррозионных пигментов; связующее при этом взбирается так, чтобы обеспечить не только антикоррозионные, но и необходимые механические свойства.

За последние 50 лет конструкция автомобилей настолько изменилась, что для нанесения грунтовочных слоев на различные

Таблица 9.1. Эволюция методов грунтования корпусов автомобилей

Период

Тип корпуса

Тип грунтовок

Особенности метода /

До войны

Корпус/шасси

Грунтовки, нано

/

Пригодность для всех по

симые распыле

верхностей

нием

После войны

до

Сварные конст

Грунтовки на ос

Трудоемкость

1960 г.

рукции (цельно

нове растворите

Неэкономичность

сварной корпус)

лей для нанесе

Неудовлетворительная

ния окунанием

защита внутренних по

верхностей

Пожароопасность

Вредность для здоровья

1960—1966

гг.

Сварные конст

Водорастворимые

Пониженная вредность

рукции (цельно-

грунтовки для на

Остальные показатели

сварной корпус)

«5

несения окунани-

как у предыдущего типа

1966—1977

гг.

Сварные конст

Анодная электро

Автоматизация

рукции (цельно

окраска

Высокая производитель

сварной корпус)

ность

Пониженная вредность

Эффективность

1977 -

Однородность пленки

Сварные конст-

Катодная элект

Высокие защитные свой

рукции (цельно

роокраска

ства

сварной корпус)

Хорошая стабильность

Более высокая проницае

мость

участки корпуса необходимо использовать различные методы окраски. В табл. 9.1 представлена эволюция методов грунтования корпусных конструкций автомобилей.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒