Совершенствование технологии нанесения грунтовок на конструкции корпуса автомобилей непосредственно связано с развитием техники сварки. Прежде всего, внедрение автоматизированной технологии сварки во время Второй мировой войны и применение точечной сварки привело к появлению цельносварных конструкций корпуса. В конструкциях такого типа многие участки поверхности оказываются фактически недоступны для окраски, например, различные крепежные элементы каркаса и дверные подпорки. Нанесение грунтовок на эти поверхности методом распыления осуществить невозможно. Для этого был предложен метод окунания, позволяющий нанести грунтовку на все поверхности подобно тому, как это делалось при окраске внутренних поверхностей летательных аппаратов.

Первоначально грунтовки для нанесения методом окунания изготавливались на основе растворителей, однако в 60-х гг. для этой цели были предложены водорастворимые грунтовки, обладающие пониженной пожароопасностью и менее вредные для здоровья. Водорастворимые грунтовки имеют более низкую эффективность и менее экономичны, чем грунтовки на растворите-

тем не менее их внедрение явилось еще одним важным достижением в технологии грунтования автомобильных корпусов, так как эти грунтовки позволили применить метод электроосаждения.

9.3.1. Нанесение грунтовки методом распыления

В этом методе грунтования используют цинконаполненные грунтовки, а иногда другие противокоррозионные материалы, которые наносят на внутренние поверхности корпусных конструкций до сварки корпуса. Таким способом производится защита от коррозии таких поверхностей, которые становятся недоступными для окраски в последующих операциях.

Метод распыления очень широко использовался до тех пор, пока не был разработан метод нанесения грунтовки окунанием. В настоящее время распыление используется только тогда, когда малые объемы продукции не оправдывают затрат на создание установки для электроокраски, а также в тех случаях, когда для содержания более современных установок требуются большие средства.

9.3.2. Нанесение грунтовки окунанием

Исходные материалы. Эти материалы используются для обеспечения защиты внутренних частей корпуса автомобиля. Так как на эти поверхности в дальнейшем другие покрытия не наносят, применяемые грунтовки должны обеспечивать высокую стойкость к коррозии и хорошую адгезию как к предварительно обработанной фосфатирующим составом поверхности, так и к необработанному металлу.

Из-за сложной конфигурации и больших размеров корпуса автомобиля грунтовки для нанесения окунанием должны иметь хороший розлив. Кроме того, грунтовки должны обладать достаточной стабильностью, поскольку ванны, в которых производится грунтование, по величине должны быть соизмеримы с корпусами автомобилей.

В настоящее время используется четыре основных типа грунтовок для нанесения методом окунания: алкидные, алкидно-эпоксидные, эпоксиэфирные и эпоксидные.

В большинстве случаев в состав грунтовок, наносимых окунанием, входят растворители, хотя используются и водорастворимые материалы. Наиболее широко применяются в промышленности алкидные грунтовки, так как они сочетают хороший внешний вид и сравнительно низкую стоимость. Эпоксидные грунтовки разработаны позднее с целью улучшения стойкости к коррозии, однако они более дорогие и их применение в ваннах для окраски окунанием сопряжено с некоторыми сложностями.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒