Пигментная часть. Традиционно в рецептурах грунтовок использовался красный железоокисный пигмент, однако в на/ стоящее время более предпочтительны черные и серые цвета.

В качестве основных пигментов используют красный железоокисный пигмент и сажу. Для усиления антикоррозионных свойств часто применяют хромат цинка.

Типичные наполнители — бариты (сульфат бария) и бланфикс (осажденный сульфат бария).

Первый отличается твердостью, придает хорошую устойчивость к вспузыриванию, второй способствует сохранению стабильности грунтовки в окрасочной ванне. Объемная концентрация пигмента (ОКП) обычно составляет 20—30%.

Технологический процесс. Этот процесс применяется в очень ограниченных масштабах и в тех случаях, когда определяющим фактором является малый объем продукции или другие экономические показатели.

Погружение корпуса автомобиля в ванну с краской может быть неполным («частичное окунание»); в этом случае корпус погружается лишь до окон. При частичном окунании за счет неполного погружения и малой площади окрашиваемых участков удается избежать подтеков и наплывов. После стекания избытка краски и кратковременной выдержки на воздухе, следующий слой может наноситься «мокрым по мокрому», после чего система покрытия подвергается воздушной сушке.

При полном окунании корпуса автомобиля сложной формы могут образовываться подтеки и наплывы, которые перед нанесением следующего слоя должны быть удалены растворителем. Иногда исправление дефектов производится перед нанесением следующего слоя краски на высохшем слое грунтовки.

Интересный способ нанесения грунтовки окунанием был предложен в середине 60-х гг. и получил название «ротационное окунание».

При этом способе окрашиваемый корпус закрепляется на поперечной оси специального конвейера, при вращении которого последовательно осуществляются различные стадии окраски: предварительная обработка (окунание в раствор фосфата цинка), грунтование и затем сушка. Преимуществом этого метода является совмещение операции предварительной обработки корпуса с равномерным нанесением слоя грунтовки по всей поверхности. Однако такая установка оказалась весьма дорогой и сложной в эксплуатации, а скорость выполнения операций была относительно низкой. Это обстоятельство, а также многие другие факторы привели к замене метода окунания на метод электроосаждения грунтовочных материалов.

В целом метод окунания весьма грязен, трудоемок и непроизводителен. Метод электроосаждения имеет много преимуществ (см. 9.3.3) благодаря тому, что он обеспечивает лучшую защиту «утренних поверхностей и позволяет возвращать растворитель в\ окрасочный цикл при использовании грунтовок как на водной основе, так и на органических растворителях.

9.3.3. Электроокраска

Метод электроокраски был разработан в 1930-х гг., однако электроокраска автомобилей получила распространение начиная с 1963 г. после'того, как основные стадии процесса были отработаны в других отраслях промышленности. Метод электроокраски заключается в осаждении под действием электрического тока на окрашиваемую поверхность водорастворимого пленкообразователя, являющегося полиэлектролитом.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒