В настоящее время при массовом производстве практически все выпускаемые автомобили грунтуют этим способом. При этом корпус автомобиля погружают в соответствующую водную краску, которая представляет собой композицию с очень низкой вязкостью и плотностью, способную осаждаться при действии тока на аноде или на катоде.

9.3.3.1. Анодная электроокраска

Анодная электроокраска применялась в автомобильной промышленности до 1977 г. Технология получения необходимых связующих была относительно простой, легко доступной, а сами связующие отвечали требованиям автомобильной промышленности.

Типы связующих. Имеется четыре основных типа связующих: а) малеинизированные масла, б) алкидно-фенольные, в) эфиры многоатомных спиртов (эпоксиэфиры), г) малеинизированный полибутадиен.

Первоначально лакокрасочные материалы для анодной электроокраски базировались на связующих групп «а» и «б». Однако, в дальнейшем они были заменены материалами на основе связующих групп «в» и «г», так как в этих случаях повышаются противокоррозионные свойства покрытий.

Пигментная часть. Пигменты, применяемые в лакокрасочных материалах для анодной и катодной электроокраски, должны иметь следующие характеристики:

а) простое строение;

б) стабильность (например при сушке); чистота, отсутствие водорастворимых примесей (например хлоридов и сульфатов);

в) во всех случаях придавать или улучшать коррозионную стойкость.

Объемная концентрация пигмента обычно составляет око-ло 6%.

Основные пигменты — диоксид титана рутильной формы вые, шего качества в смеси с минимальным количеством сажи для материалов серого цвета, а также красный железоокисный пигмент высшего качества для материалов красного цвета.

Все наполнители должны быть высшего качества, не содержать растворимых ионизируемых примесей, таких как, например, хлориды или сульфаты. В качестве антикоррозионных пригодно значительное количество пигментов; типичным примером является силикохромат свинца.

II. Электрофорез. При подаче напряжения на электроды, погруженные в водную дисперсию, заряженные частицы начинают перемещаться к соответствующим электродам. Это явление называется электрофорезом.

При электроокраске происходит движение отрицательно за-яженых ионизированных частиц краски в направлении анода Положительного электрода). Электрофорез определяет механизм движения заряженных частиц, но он не обусловливает происходящее осаждение краски на аноде.

I III. Электроэндоосмос. Слой электроосажденной на аноде краски содержит окклюдированную воду. Эта вода удаляется из покрытия путем проникновения через пористую мембрану, образуемую красочной пленкой, в результате процесса, называемого «электроэндоосмос».

Практическая реализация процесса. На практике основной стадией процесса является подача напряжения между рабочей поверхностью (анодом) и противоэлектродом (катодом). В результате на рабочей поверхности осаждается нерастворимое в воде покрытие, которое не может быть также растворено повторно.

При этом образуется практически сухая, плотная пленка, имеющая очень высокую твердость и хорошую адгезию к предварительно обработанной (раствором фосфата цинка) металлической подложке. Пленка покрыта очень тонким слоем жидкой краски, которая легко удаляется при промывке водой. В процессе сушки (165°С) происходит сшивка связующего и получается жесткая, прочная полимерная пленка.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒