Общие характеристики. Для термопластичных акрилатных материалов характерны: очень хорошая долговечность, как в случае покрытий насыщенных цветов, так и покрытий с металлическим оттенком; стабильность и воспроизводимость процесса производства; хорошая полируемость и ремонтоспособность; ярко выраженный металлический эффект; низкий сухой остаток (15—20%) и связанная с этим необходимость нанесения многослойного покрытия; необходимость применения больших количеств дорогих растворителей; высокая стоимость сырья; необходимость нанесения специального подслоя под покрытие.

Рекомендуется ступенчатый процесс обработки: сушка в течение 15 мин при 82 °С, шлифование и затем окончательная сушка в течение 20 мин при 154°С (температура нагрева металла).

Отделочные покрытия на основе акрилатных лаков широко используются во всем мире, в том числе фирмой Дженерал Моторс, а также производителями престижных автомобилей типа «Ягуар». Высокое качество внешней отделки, особенно в случае покрытий с металлическим оттенком, стабильные технологические характеристики (полируемость, легкость ремонта) остигаются только при строгом контроле производственного процесса. Покрытия с металлическим оттенком отличаются превосходным внешним видом, для их получения используют материалы с низким сухим остатком и высокой вязкостью на основе высокомолекулярных акриловых полимеров. Проявление металлического эффекта обусловлено быстрым «схватыванием» пленки, полным испарением растворителя и малой толщиной пленки, эграничивающей геометрическую переориентацию и всплывание алюминиевых чешуек.

Акрилатные лаки имеют ряд недостатков, которые сводятся к следующему:

а) Низкий сухой остаток вызывает необходимость нанесения четырехслойного покрытия для достижения требуемой толщины пленки (55—60 мкм) и при этом сушку покрытия требуется проводить по ступенчатому режиму. Нанесение многослойного покрытия усложняет и удлиняет процесс, что сказывается на его стоимости.

б) Внешний вид покрытия, высушенного для ускорения даже при сравнительно низких температурах (80—90°С), неудовлетворительный, что связано с необходимостью дополнительного полирования.

в) Высокая стоимость сырья, особенно растворителей.

г) Недостаточная межслойная адгезия, обусловленная видом применяемого подслоя (обычно эпоксиэфирное покрытие с высоким ОКП, равным 55%).

От качества подслоя во многом зависит внешний вид покрывного материала. Для повышения адгезии наносится специальный промежуточный слой, что еще больше увеличивает стоимость окраски.

9.7.4. Технология окраски с применением основного слоя и прозрачного наружного слоя

Как было указано выше, при производстве автомобилей в настоящее время в основном используются отделочные покрытия с металлическим оттенком. Таким покрытиям благодаря привлекательному внешнему виду, вероятно, и в дальнейшем обеспечен большой спрос, т. к. и по цветовым характеристикам и по свойствам они отвечают требованиям потребителей. Однослойные отделочные покрытия с металлическим оттенком в том виде, в каком они сейчас существуют, готовятся на основе термопластичных или термореактивных акрилатных связующих.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒