При окрасйе пластмассовых деталей, однако, возникает целый ряд проблем, связанных с адгезией, режимами сушки, устойчивостью пластмасс к растворителям, равномерностью нанесения покрытия и т. д. В настоящее время технология окраски автомобилей разработана для цельносварных конструкций из мягкой стали. Процесс предусматривает сушку при температуре 165 °С для грунтовочных покрытий и 130°С — для отделочных слоев. При использовании пластмассовых деталей нужно либо усовершенствовать для них уже существующую технологию, либо разрабатывать новую.

Существует много различных видов пластмасс, свойства которых влияют на процесс их окрашивания. Основные различия между разными видами пластмасс приводятся ниже.

9.9.1. Листовой материал, получаемый горячим формованием

Важными преимуществами данного вида пластмасс являются: а) высокий модуль упругости (сохранение жесткости в горизонтальном положении); б) высокая температура деформации (материал выдерживает воздействие температуры до 180 °С, которая требуется для проведения электроокраски); в) высокая стойкость к действию растворителей.

К недостаткам относятся волнистый рельеф поверхности, а также выделение газов при отверждении, в результате чего на поверхности образуются пузыри. Обычно поверхность изолируется путем нанесения полиуретановой пленки либо из расплава, либо методом распыления.

9.9.2. Полиуретаны, получаемые методом экструзии

К достоинствам этих материалов относится широкий'диапазон значений жесткости (от очень жесткого до резиноподобного) и высокая прочность. К недостаткам можно отнести наличие поверхностных или подповерхностных пор, отсутствие стабильности размеров (армированный стекловолокном материал при пересушке увеличивается в размерах) и недостаточную стойкость к растворителям., особенно при армировании стекловолокном.

9.9.3. Пластики, получаемые методом экструзии из расплава

К материалам этого типа относятся поликарбонаты, АБС-пластики, полиамиды (в' основном армированные стекловолокном) и полипропилен. Важнейшими преимуществами .материалов этого типа являются прочность и жесткость, хорошее качество поверхности и широкий диапазон изменения эластичности — от жесткого до пластичного. К наиболее существенным недостаткам относятся высокая хрупкость при низких температурах, во многих случаях низкая температура температурной деформации (ТТД), а также возможность образования «задиров» при формовании вследствие аморфной структуры материалов.

9.9.4. Проблемы окраски

Адгезия. Обеспечить хорошую адгезию отделочного покрытия к модифицированному полипропилену очемь сложно, поэтому необходимо использовать специальную грунтовку, улучшующую адгезию. При окраске других видов пластмасс проблемы, связанные с адгезией, практически не возникают.

Температурная деформация. Пластмассовые детали при повышении температуры могут коробиться или прогибаться. Температура, при которой пластмасса будет деформироваться, зависит от состава полимера, от вида наполнителя и армирующего материала,- а также величины и направления мехпнической нагрузки. Таким образом, хотя для каждого полимера известен верхний температурный предел, при котором полимер плавится или размягчается, на практике допустимая темпераггурашршшэнтаже и сборке пластмассовых деталей должна быть знаммтельн© ниже.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒