Необходимость повышения эффективности распыления очевидна. Более экономичны автоматические распылительные установки, однако в последние годы разработан ряд новых методов окраски, открывающих перспективу существенной экономии красок, в частности электростатическое и воздушно-электростатическое распыление, распыление под колоколом, дисковое распыление.

Для воздушного распыления к способам снижения потерь краски помимо описанного ранее снижения давления относится горячее распыление с пониженным давлением.

Новейшая технология окраски, которая далее будет рассмотрена, может быть полностью автоматизирована. Новые методы обладают рядом преимуществ, к числу которых относятся экономия рабочей силы и стабильность качества, не говоря о заметном увеличении эффективности окраски.

9.10.2. Распыление с подогревом при-пониженном давлении

Этот метод нашел применение для нанесения шпатлевок, но он редко используется в современной технологии. Нагрев краски до 60—80 °С снижает вязкость и поверхностное натяжение, облегчая автоматизацию процесса. Соответственно, для распыления необходимо более низкое давление; более высокий сухой остаток снижает потери за счет отбивки. Однако потери за счет пылеобразования увеличиваются из-за увеличения сухого остатка, а также возникают трудности при выборе растворителя. Представляют проблему и потери за счет испарения растворителя.

9.10.3. Электростатическое распыление

Принцип электростатического распыления прост. Когда частицы краски распыляются в электрическом поле, они приобретают заряд и притягиваются к поверхности изделия, которое обычно заземлено. Существуют различные конструкции установок для электростатического распыления; в автомобилестроении наиболее широко применяются установки с вращающимися колоколами или дисками, которые обеспечивают возможность нанесения всего ассортимента материалов и для подслоя и для декоративных покрытий.

На рис. 9.7 представлена типичная схема установки. Краска подается насосом из напорного бачка через промежуточную емкость. Вращение распылителя отбрасывает краску к периферии, где происходит ее распыление за счет центробежных сил, но главным образом за счет действия электростатических сил. Под действием электростатического поля частицы краски притягиваются к окрашиваемой поверхности равномерно, что делает электроста-

Рис. 9.7. Установка электростатического распыления тическое распыление высокоэффективным в отношении использования краски. Основные параметры процесса, обеспечивающие максимальную эффективность: скорость вращения — 30— 40 тыс. об/мин; напряжение 90—110 кВ. Уменьшенное пылеобра-зование устраняет необходимость применения крупногабаритных окрасочных камер, а также интенсивного воздухообмена. Этот метод позволяет полностью автоматизировать процесс со всеми вытекающими из этого преимуществами.

Однако некоторые закрытые и другие поверхности трудно окрасить этим методом, поскольку частицы краски притягиваются более близко расположенными частями сложной конструкции корпуса автомобиля, и скорость движения частиц недостаточна для более глубокого их проникновения. Этот недостаток преодолевается с помощью воздушно-электростатического распыления, основанного на совместном использовании сжатого воздуха и электростатического поля.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒