Стандарты качества покрытия за последние годы значительно возросли. Например, если ранее стандартное испытание грунтовок в течение 10 дней (240 ч) в камере солевого тумана считалось вполне достаточным, то теперь время испытания увеличено до 20 дней (480 ч). В соответствии с существующим стандартом испытания стойкости покрытия по внешнему виду ранее проводились при экспозиции во Флориде в течение 12 мес, однако для современных систем, включающих основной и прозрачные слои, этот срок увеличен до 3—5 лет. Сейчас особое внимание уделяется определению химической стойкости, например к действию кислоты.

Объект испытания и его стойкость составляют единую комплексную систему, которая рассмотрена в гл. 16. Однако основные свойства, показатели качества и методы испытания автомобильных покрытий обобщены и сопоставлены ниже. Оценке подлежат внешний вид и защитные свойства.

9.12.1. Внешний вид

Учитываемые показатели: цвет; прозрачность; гладкость, т. е. отсутствие дефектов в виде кратеров и апельсиновой корки; блеск и индивидуальное впечатление (важно для привлечения потребителя) .Примечание: Помимо состава и качества покрывного слоя, на внешний вид покрытия в целом существенное влияние оказывает система нижележащих слоев.

9.12.2. Защитные свойства

Физические свойства. Учитываемые показатели: твердость;

гибкость; стойкость к удару; адгезия; стойкость к ударам камней; стойкость к растрескиванию на холоде, т. е. устойчивость к действию экстремальной температуры и влажности.

Химическая стойкость: стойкость к действию бензина, кислот, щелочей, воды, влажности, сопротивление коррозии и подпленоч-дой коррозии; стойкость к дрйгтиию факторов—вн&шлей среды, т. е. ультрафиолетовому излучению и влажности.

9.12.3. Методы испытаний

Типичные методы испытаний и показатели качества представлены в табл. 9.4.

Ниже приводится краткое описание некоторых видов типовых испытаний.

Различные фирмы используют свои собственные методы испытаний и делают упор на различные показатели качества. Эти методы применяются для испытания систем покрытий, нанесенных по полной схеме, либо, если необходимо, только для испытания грунтовок.

1. Степень отверждения (испытание для отверждае-мых материалов). 20 двойных протираний чистой белой тканью, смоченной метилизобутилкетоном (МИБК). «Выдерживает» означает отсутствие смывания или нарушения пленки краски.

2. Адгезия: крестообразный надрез (на расстоянии 1,5 или 2,0 мм). Испытание образцов покрытий проводится методом надреза до и после выдержки в воде (см. п. 9 ниже) в течение 120, 240 и 480 ч. «Выдерживает» означает отсутствие отслаивания или его наличие не более 5%.

3. Твердость («Такон», вдавливание на приборе Такона; твердометр Кнупа). Определение твердости по Такону представляет общепринятый метод в автомобилестроении, особенно при испытании покровных слоев. Могут использоваться другие методы определения твердости: карандашный твердомер, роликовый нож, маятниковый прибор (Кениг, Персов и др.).

Стойкость к действию ударов к а м н я м и. Имеется множество приборов, но самым простым и эффективным являетТаблица 9.4. Типичные показатели качества различных систем покрытий


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒