Отсутствие оборудования для печной сушки на авторемонтных предприятиях обычно создает неблагоприятные условия при окраске, которая часто проводится в условиях запыленности и колебаний температуры и влажности. Для материалов воздушной сушки, применяемых в таких условиях, существенно важно, чтобы время высыхания «от пыли» было предельно малым, порядка нескольких минут. Это предполагает использование быстросохнущих лакокрасочных материалов физического высыхания. Исключается применение эмалей, высыхающих за счет окисления кислородом воздуха, либо двухупаковочных материалов, медленно от вер ж дающихся при комнатной температуре (в противном случае они становятся нестабильными при хранении или имеют короткий срок жизнеспособности). Однако использование таких материалов для ремонта возможно, если создать условия, в которых исключено пылеобразование. В надлежащих условиях такие системы имеют большие преимущества перед быстросохнущими материалами как в технологии нанесения, так и в отношении качества покрытия.

Вследствие этого, практически во всех развитых странах и в очень немногих развивающихся странах ремонтная окраска автомобилей производится в распылительных камерах, непосредственно смонтированных с печами для низкотемпературной горячей сушки, либо сам автомобиль поступает в печь для сушки (комбинированная окрасочная камера—печь).

10.2. ПОКРЫВНЫЕ СИСТЕМЫ 10.2.1. Введение

Ограничения в отношении температуры исключают применение обычно используемых на заводах материалов и технологий и делают непригодными для авторемонтных предприятий такие виды материалов, как термоотверждаемые акрилаты, термопластичные акрилаты со ступенчатым режимом сушки, алкидно-меламиновые материалы высокотемпературной сушки.

Кроме того, следствием характерной структуры ремонтных предприятий с большим количеством установок для мелкого ремонта является медленное усовершенствование технологии, и поэтому все основные технологические приемы, применявшиеся в промышленности на протяжении всей истории ее существования, используются и в настоящее время.

Существуют две побудительные причины для изменения технологии: необходимость увеличения производительности авторемонтных предприятий и требования многих поставщиков автомобилей относительно применения материалов, способных длительно сохранять противокоррозионные свойства.

В результате появилась тенденция к применению материалов с высоким сухим остатком и большей толщиной слоя, наносимых при меньшем количестве слоев, обеспечивающих необходимый блеск после нанесения, т. е. не требующих полирования. Перспективно также применение более прочных и стойких систем покрытий, в частности, акрилатных.

10.2.2. Нитроцеллюлозные эмали

На ранней стадии развития автомобилестроения почти все эмали для заводских условий и для ремонта изготавливались на нитроцеллюлозной основе. На конвейерных линиях нитроцеллюлозные эмали давно уже были заменены акрилатными и алкид-ными эмалями.

В авторемонте нитроцеллюлозные эмали используются до настоящего времени, хотя в большинстве развитых стран они постепенно вытесняются с рынка. Основное преимущество материалов физического высыхания типа нитроцеллюлозных эмалей (и термопластичных акрилатов) в авторемонте заключается в высокой скорости воздушной сушки, что в сочетании с легкостью полирования позволяет получить хорошие результаты в условиях слабо оснащенных и запыленных авторемонтных мастерских. Дополнительные достоинства этих материалов — легкость нанесения и возможность перекраски через любые сроки. Основными недостатками нитроцеллюлозных эмалей для авторемонта являются пониженная прочность, хрупкость, плохая устойчивость при УФ-облучении К другим недостаткам относятся необходимость полирования из-за низкого глянца, слабая сохранность глянца, низкий сухой остаток, низкая толщина пленки, низкая стойкость к действию растворителей (бензина).


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒