Нитроцеллюлозные эмали как правило пластифицируют обычными пластификаторами, полимерными пластификаторами и невысыхающими алкидами.

10.2.3. Термопластичные акрилатные эмали (ТПА)

ТПА эмали для ремонта, в основном, имеют примерно те же характеристики, что и нитроцеллюлозные, и за исключением тех случаев, когда требуется более высокая прочность и стойкость к УФ-излучению, считаются взаимозаменяемыми с нитроцеллю-лозными эмалями.

Подобно нитроцеллюлозным эмалям, ТПА высыхают в результате испарения растворителя. В отличие от заводских эмалей, ремонтные эмали не подвергают печной сушки для достижения лучшего розлива. В состав полимеров, составляющих основу ТПА лаков, входит значительное количество метилметакрилата, сополи-меризованного с различными другими акриловыми мономерами, что обеспечивает сочетание требуемой твердости, гибкости и адгезии; в состав лаков входят также низкомолекулярные пластификаторы.

Достоинства ТПА для ремонта заключаются в очень быстром высыхании на воздухе, хорошей прочности, стойкости к УФ-излу-чению, легкости очистки от загрязнений, хорошей полируемости, возможности получения прекрасного металлического эффекта. К недостаткам следует отнести плохую стойкость к растворителям ^Денздну), низкш! оухай -остаток,—малую толщлау пленки, хрупкость, низкий глянец (необходимость полировки).

10.2.4. Алкидные материалы

Алкидные покрытия, используемые для ремонта, являются быстросохнущими материалами с низким содержанием масел. Они могут высыхать на воздухе при добавке обычных кобальтовых и свинцовых сиккативов или применяться в виде двухкомпонентных составов в сочетании с меламиновыми смолами или изо-цианатами. При использовании меламиновых смол алкиды могут высыхать при температуре металла 70—80 °С; добавка изоциана-тов ускоряет отверждение при любой температуре, но обычно «ускоренную сушку» проводят при 40—60 °С.

Алкиды были первыми «эмалями» (в отличие от физически высыхающих «лаков»), нашедшими применение для ремонта автомобилей. Эти материалы имеют ряд технологических преимуществ, з,а(^,1р^,аюш,ихся в более высоком сухом остатке эмалей и, следовательно, большей толщине и глянце покрытия, что исключило необходимость трудоемкой ручной операции полирования.

Однако алкиды медленнее высыхают «от пыли», чем материалы на основе нитроцеллюлозы или ТПА, и, следовательно, их можно наносит)?, только при отсутствии пыли в окружающей среде. Их внедрение' в авторемонте сопровождалось разработкой соответствующих распылительных камер.

Основным недостатком алкидных покрытий'является трудность исправления дефектов, обусловленная тенденцией не полностью отвержденных пленок к размягчению при нанесении следующего слоя. В результате любую ошибку при окраске либо случайное повреждение невозможно устранить до тех пор, пока пленка не высохнет полностью. Для алкидов, высыхающих за счет окисления, этот период составляет несколько дней, но пленки, сшитые за счет добавки меламиновых смол или изоцианатов, можно перекрывать следующим слоем значительно быстрее.

В дополнение к сказанному следует отметить, что алкидно-смоляные''системы не предназначаются для введения алюмиййё-вой пудры, т. е. непригодны для получения покрытий с металлическим оттенком.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒