10.4.2. Новые системы связующих

Разработка акрилуретановых материалов привела в результате к появлению связующих, наиболее отвечающих требованиям авторемонта. Но у этих связующих имеется один крупный недостаток, который препятствует фундаментальному изменению технологии окраски с использованием этих материалов. В то же время очевидно, что дальнейшее их усовершенствование может привести к получению покрытий с выдающимися характеристиками.

Основным недостатком этих материалов является присущая изоцианатам токсичность. Существует постоянная опасность для рабочих приобрести чувствительность к действию изоцианатов в результате вдыхания паров (аэрозолей) при распылении и вследствие неаккуратной работы, либо дефектов оборудования. Воздействие изоцианатов даже при очень низкой концентрации может вызвать астматические симптомы, и вследствие высокой чувствительности работники бывают вынуждены уйти из авторемонтной промышленности.

Исследования в области связующих для ремонтных эмалей направлены на разработку материалов такого же высокого качества, как акрилуретановые, но без изоцианатов.

Высокая гибкость и прекрасная атмосферостойкость акрилатных систем дает основания полагать, что эмали нового поколения для авторемонта будут создаваться на основе акрилатов.

В патентной литературе встречается ряд материалов, посвященных трехмерной сшивке гидроксилсодержащих акриловых смол, однако трудно превзойти уретановые материалы, образование которых может протекать даже при очень низкой температуре. К числу запатентованных материалов сшитого типа относятся композиции на основе меламиновых смол, полиэпоксидов и полиангидридов.

Все они должны быть пластифицированы путем введения внутреннего или внешнего пластификатора.

Трудно предполагать, какой из этих материалов может вытеснить из области авторемонта применяющиеся сейчас акрилуретановые эмали, и сможет ли вытеснить вообще.

Глава 11

ОКРАШИВАНИЕ СУДОВ

11.1. ВВЕДЕНИЕ

Окрашивание судов и хранилищ для нефти и газа ставит перед технологом целый ряд труднопреодолимых проблем в области защиты от коррозии. Полное или частичное погружение в соленую воду, обрызгивание с последующим высушиванием ветрами явля ются крайне агрессивными условиями. Все это требует совершенствования лакокрасочных покрытий, защищающих сталь, из которой выполнен корпус судна. В добавление к проблемам коррозии следует отметить, что обрастание подводной части судов морскими организмами приводит к замедлению скорости движения судна и, отсюда, к увеличению расхода топлива.

Гитлиц [1] приводит пример экономического ущерба от обрастания в с-лучае эксплуатации очень крупных грузовых транспортов с рабочей скоростью 15 узлов. Расход топлива при этом составляет около 170 тонн в день.

Допуская, что судно находится в море в течение 300 дней в году, стоимость топлива достигает 4 млн. долл. (при цене 80 долл. за тонну в 1981 г.). Автор указывает, что даже умеренное обрастание может увеличить потребность в топливе на 30% с целью поддержания оптимальной рабочей скорости, т. е. расходы могут возрасти более чем на 1 млн долл. в год. При постоянном увеличении стоимости топлива представляется очевидным, что наличие эффективных компЬзиций, препятствующих обрастанию, составляет главный интерес судовладельца. Следует отметить, что при отсутствии эффективного средства против обрастания на 1 м2 поверхности за 6 мес. может поселиться около 50 кг «ракушек и водорослей» в зависимости от окружающих условий.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒