Обрастание также способствует разрушению защитного покрытия, что приводит к более быстрому появлению коррозии. Судовладелец стремится избежать частых и дорогостоящих постановок судов в сухие доки и, следовательно, он заинтересован в лакокрасочных материалах с улучшенными противокоррозионными и противообрастающими свойствами.

Поскольку только часть корпуса судна, погруженная в воду, подвергается обрастанию, важно ясно представлять особенности поверхностей, подлежащих окрашиванию, так как для каждой из поверхностей необходим свой тип краски. Зона между ватерлинией при загрузке судна балластом и ватерлинией при полной загрузке судна известна как переменная ватерлиния. Иногда она располагается ниже уровня воды, а иногда подвергается воздействию морской атмосферы. К тому же эта зона может подвергаться разрушениям при трении о пирсы, причал и другие суда, например о буксиры, несмотря на то, что для предотвращения трения применяются кранцы.

Выше переменной ватерлинии находятся надводный борт и надстройки.

Кроме того, существуют специальные краски для палуб, внутренних помещений, двигателей и т. д. Для военно-морских судов были разработаны вспучивающиеся покрытия, предотвращающие распространение пламени, однако в процессе старения или последующего перекрашивания их эффективность снижается. Из опыта, полученного во время фолклендской войны, сомнительно, чтобы эти покрытия оказали какой-либо значительный эффект на предотвращение пожара при прямом попадании ракеты. Однако такие покрытия могут быть полезны для уменьшения распространения пламени от слабых источников возгорания.

Процесс окрашивания судов можно рассматривать в двух аспектах: окрашивание во время сборки судна и перекрашивание при эксплуатации. Трудности окрашивания судов в процессе их эксплуатации возникают из-за ограниченных возможностей создать благоприятные условия для окрашивания. Следовательно, применяемые краски должны быть достаточно надежными, чтобы их можно было наносить даже при неблагоприятных условиях, например в случае недостаточно хорошо подготовленной поверхности. Определенные зоны, такие как надводный борт и надстройка, могут часто перекрашиваться, причем последняя даже во время нахождения судна в море.

В этой главе мы коротко рассмотрим требования, предъявляемые к основным типам судовых красок. Однако сначала рассмотрим упрощенный механизм коррозии стали и методы ее устранения или, по крайней мере, замедления.

11.2. КОРРОЗИЯ

Коррозия — это электрохимическии процес^;, основу которого составляет реакция между металлическим железом, кислородом и водой, приводящая к образованию гидратированного оксида железа, или ржавчины.

Суммарная реакция выглядит следующим образом:

4Fe + 302+2H20 = 2Fe203-H20. (11.1)

Общепринятый механизм данной реакции включает анодный и катодный процессы. На поверхности железа или стали при контакте с водой образуются локализованные аноды и катоды, на которых эти процессы происходят. Поток электронов, составляющих «коррозионный ток», проходит через металл и одновременно происхо-


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒