В системах первого типа в качестве пигмента применяется металлический цинк в достаточно большом количестве, чтобы осуществлялся контакт между частицами цинка и поверхностью железа. Вследствие того, что цинк более электроотрицателен по сравнению с железом, в гальванической паре, возникающей между этими двумя металлами, железо является катодом, а цинк — анодом. В результате этого подавляется разрушение железа, а коррозии подвергается цинк.

В системы второго типа входят краски, содержащие ингиби-рующие пигменты, такие, как свинцовый сурик, свинцовые белила или оксид цинка. Эти пигменты используются вместе со связующими на основе высыхающих масел, которые подвергаются автоокислению. При этом наряду с формированием сшитых пленок происходит частичное расщепление триглицеридов высыхающего масла с образованием продуктов окисления, например азелаино-вой кислоты. Эта кислота реагирует с пигментами, образуя свинцовые или цинковые мыла. Мыла реагируют с поверхностной оксидной пленкой на металле и предотвращают доступ воды, приводящей к образованию ржавчины. Другая группа пигментов характеризуется определенной растворимостью в воде. К ней относятся хроматы цинка, бария,стронция и свинца. В случае их применения на стали образуется оксидная пленка, защитные свойства которой усиливаются образующимися железо-хромо-оксидными комплексами. Однако в связи с тем, что в последнее время возросли экологические требования и учитывая токсичность этих пигментов, проводятся работы с целью исключения их из всех красок. Для судов были использованы два других пути подавления электрохимических процессов, вызывающих коррозию:

1. Применение «жертвенных» анодов. Здесь аноды помещаются прямо на корпус судна и для этих целей используются менее электроотрицательные, чем сталь корпуса, сплавы. Такие аноды не красятся, а их назначение — подвергаться коррозии вместо стали. При необходимости изношенные «аноды» заменяют на новые.

2. Применение регулируемого внешнего тока, подаваемого на корпус, с целью подавления растворения ионов железа. Этот метод защиты от коррозии называется методом «наложенного» тока. Однако в любом случае требуется окрашивание корпуса судна.

11.3. ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ

Для того чтобы получить лакокрасочные покрытия с удовлетворительными эксплуатационными свойствами, необходимо удалить прокатную окалину. Окалина не только непосредственно участвует в процессе коррозии, но еще и отслаивается со временем от поверхности стали й, следовательно, не может служить подходящим субстратом для окрашивания. Таким образом, подготовка поверхности особенно важна в тех случаях, когда стремятся получить наилучший эффект от лакокрасочного покрытия.

Экономически эффективная поверхностная обработка сталей, покрытых прокатной окалиной, была разработана только в начале шестидесятых годов. До второй мировой войны, когда сборка судов осуществлялась с помощью заклепочных соединений деталей киля и каркаса, окалина обычно удалялась выдерживанием в атмосферных условиях в течение года и более; стальные листы подвергались атмосферным воздействиям и ржавели. Ржавчина давала возможность счистить окалину проволочной щеткой и при этом сама удалялась вместе с окалиной. После второй мировой войны в связи с развитием производства сварных судов короткое время, отводимое на строительство, не давало возможности применить этот способ. Не так давно стал использоваться целый ряд альтернативных методов, включая кислотное травление, пламенную очистку и дробеструйную обработку. Последний из них и по сей день является наиболее удовлетворительным и общеисполь-зуемым способом подготовки поверхности.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒