Для достижения удовлетворительной межслойной адгезии и во избежание вспучивания точно определяются максимальное и минймальное время нанесения последующего слоя в зависимости от температуры нанесения.

Данный тип композиции может быть использован как для судов на стадии их сборки, так и при их ремонтной окраске.

В первом случае возникает проблема, заключающаяся в том, что шротивообрастающее покрытие наносится непосредственно перед сдачей судна в эксплуатацию, а это может произойти значительно позже оптимального времени, необходимого для нанесения наружного слоя по эпоксидной краске с каменноугольным пеком. Тогда используют так называемое «адгезивное покрытие». Требования к адгезивным покрытиям также точно определены Министерством обороны Великобритании. Состав, удовлетворяющий данному требованию, приведен ниже:

 Содержание, %

Алюминиевая пудра (не всплывающая)

14,0

Основной сульфат свинца

14,0

Гильсонит (битум)

22,4

Льняное полимеризованное масло, 5,0 Па-с

5,6

Нефтяной пек 90/160

44,0

100,0

Адгезивное покрытие наносится методом безвоздушного распыления, в результате чего высохшая пленка имеет толщину порядка 50 мкм. Благодаря этому противообрастающее покрытие можно наносить непосредственно перед спуском судна на воду.

В других красках для подводной части судов могут также использоваться хлоркаучук и виниловые смолы (см., например, монографию Банфилда [2] по этому вопросу).

11.5.4. Противообрастающие покрытия 11.5.4.1. Проблема обрастания

Морские организмы, как растения, так и животные, способны прикрепляться к корпусам судов. Для жизнедеятельности растений требуется дневной свет, так что обрастание происходит на верхней зоне погруженного в воду корпуса судна. Наиболее распространенным видом водорослей является энтероморфа, имеющая длинные зеленые трубкообразные нити, которые очень быстро растут при благоприятных условиях. Коричневые и красные водоросли требуют меньше света и поэтому могут расти на нижних зонах корпуса, или даже на днище судна. Прочное прикрепление данных растений может произойти всего за несколько часов, если не приняты меры, препятствующие этому.

Среди морских животных организмов способностью прикрепляться к судам обладают балянусы, мидии, полихеты, мшанки, гидроиды, асцидии и губки. Наиболее известными (доставляющими самые большие неприятности) из них являются балянусы. Поскольку они не требуют света для своего роста, их мо^но обнаружить на всех погруженных в воду частях корпуса судна. Их личинкам необходимо всего около 48 ч для того, чтобы прочно прикрепиться к поверхности О последствиях обрастания уже было упомянуто, но заслуживает повторения то, что самым важным последствием для больших современных судов являете возрастание стоимости передвижения судна по воде в результате увеличения торможения, вызванного обрастанием. 

Первые «противообрастающие» краски, основанные на использовании биоцидов, были разработаны в ссрсднпс XIX в. Это|были масляносмоляные композиции, содержащие оксиды ртути и мышьяка. Впоследствии ввиду высокой токсичности и всё возрастающей стоимости оксида ртути были разработаны к^а-ски, содержащие оксид меди(1). Оксид меди(1) и сегодня остается наиболее широко применяемым биоцидом в традиционных типах композиций.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒