Рис. 15.7. Расположение в цветовой книге Мансела:

1 — белый; 2— величииа; 3 — черный; 4 — оттенок; 5 — цвет; 6 — нейтральные серые; 7 - - желтый; 8 — фиолетово-синий

15.3.2.2. Визуальное цветовое сравнение

Помимо выбора наблюдателя с нормальным или средним цве-товосприятиём, важнейшим фактором для правильной оценки при визуальном сравнении цвета является освещение.

— Деетатечгю-увйдеть-и-зменен-йе цвета-си июгтиг пурпурных цветов в лучах солнечного света, чтобы понять, насколько сильно может зависеть цвет от изменения освещения. Старый метод сравнения цветов предполагал в качестве источника освещения рассеянный дневной свет, вероятно, наиболее воспроизводимый естественный источник. Большинство сравнений сейчас производят в камерах с тщательно подобранными флуоресцентными лампами и контролируемыми условиями наблюдения, приведенными в стандартах: международном ISO 3668—1976 и британском BS 3900: Part DI : 1978 [12]. Эти стандарты предусматривают как естественный рассеянный дневной свет интенсивностью не менее 2000 люкс, так и искусственное освещение с интенсивностью 1000—4000 люкс. Для общего употребления рекомендуется нейтральный серый фон с уровнем освещенности 15% (Мансел N4—N5), а для белых цветов предпочтительнее более яркий фон с уровнем освещенности 30% (Мансел N6). Образцы лучше всего располагать так, чтобы их кромки частично перекрывались; рассматривать их следует с расстояния не менее 500 мм. Метамеризма можно избежать, например, путем переключения на вольфрамовую лампу или на другой источник с радикально отличающимся спектральным распределением. Метамеризм, действительно, часто является причиной ошибок при визуальном цветовом сравнении. В крайних ситуациях, если сравниваются сильно метамерические цвета, наблюдатель может видеть красноватую область с одной стороны линии соприкосновения образца и стандарта и сине-зеленую область — с другой стороны.

Проблемой является возможное выцветание или другое изменение цвета стандартов. Рабочие стандарты, которые показывают значительное изменение цвета при регулярных инструментальных проверках, должны быть заменены.

15.3.3. Инструментальный контроль цвета

-15.3.3.1. Введение

Существует два основных метода измерения цвета поверхностей. Первый, называемый трехстимульной колориметрией, напоминает визуальный метод, и заключается в прямом определении параметров X, Y, Z (см. 14.4.1). Второй метод основан на определении коэффициента отражения (R) в каждом из диапазонов длин волн, в котором чувствителен глаз, с последующим вычислением визуальных характеристик путем суммирования произведений R на стандартные величины распределения чувствительности для трех цветовых характеристик (х, у, z). Трехстимульная колориметрия теоретически имеет преимущества, особенно для флуоресцентных материалов.

15.3.3.2. Трехстимульная колориметрия

Трехстимульный колориметр имеет три основных части:

1) источник освещения, обычно лампа при строго фиксированном напряжении;

2) набор трех комбинаций фильтров, используемых для регулирования распределения энергии падающего или, лучше, отраженного света;


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒