Испытание на стойкость к моющим средствам проводится так же, как и на щелочестойкость. В нашей лаборатории использова-ли 5% раствор средства «Deepio» при 74 + 0,5 °С. Время испытаний меньше, чем на щелочестойкость; пластины проверяют через 1, 2, 4, 6, 24 и 48 ч после начала испытаний. Критерии ухудшения свойств — те же, что и для тестов на щелочестойкость. Эти тесты являются произвольными, но несмотря на это могут дать важную практическую информацию.

В большинстве случаев используемые тесты разрабатываются совместно изготовителями и потребителями красок.

16.2.1.5. Стойкость к растворителям Стойкость к растворителям может испытываться по разным причинам. Испытания на стойкость к действию бензина или дизельного топлива проводятся для композиций, которые могут контактировать или подвергаться периодическому действию брызг этих жидкостей, например, в случае покрытий для автомобиле|й, топливных емкостей и т. д. Для оценки степени отверждения или сшивки композиций часто применяются полярные растворители, например кетоны.

В случае испытаний па бензостойкость предпочтительнее использовать синтетический бензин известного состава из-за широкого диапазона составов промышленного бензина и возможного присутствия антидетонационных присадок. При испытаниях на стойкость к дизельному топливу рекомендуется топливо с анилиновой точкой от 60 до 70 °С.

При испытаниях на стойкость к действию растворителей рекомендуется метилэтилкетон. Подготовленные (как описано выше) пластины погружаются в соответствующую жидкость на глубину 10 см в положении, близком к вертикальному. Все испытания такого рода проводят при комнатной температуре. Пластины осматривают через 1, 2, 4, 6, 24 и 48 ч. В случае испытаний с летучими растворителями определяют образование пузырей, твердость, адгезию и обесцвечивание сразу же и через 5 минут, необходимых для улетучивания растворителя с поверхности покрытия. Смысл этого испытания состоит в том, чтобы определить исходную степень размягчения и оценить восстановление твердости после испарения растворителя, если это имеет место. В случае дизельного топлива значительного испарения за это время не происходит, и допускается выдержка пластины в течение 1 мин. перед испытаниями.

Этот тип испытаний, разумеется, допускает использование любого типа растворителя в зависимости от того, какую информацию желательно получить. Его можно использовать для определения степени отверждения; в этом случае обычно применяют растворитель или смесь растворителей, присутствующих в исходной краске.

Кроме испытаний при погружении в растворитель, стойкость к его действию можно оценивать путем протирки покрытия растворителем.

В этом случае окрашенная пластина протирается кусочком мягкой ткани, смоченной растворителем. Стойкость к растворителю при этом можно оценивать по числу «протирающих» движений, необходимому для разрушения пленки или «протирания» ее до следующего слоя. По-видимому, можно выполнить определенное число таких движений и оценить внешний вид пленки по пятибалльной шкале, где 0 показывает, что нет действия растворителя, а 5 — полное разрушение (растворение) пленки; ежду этими экстремумами будут наблюдаться различные тепени потери глянца и разрушения пленки.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒