Для промышленного строительства в стране установлен единый модуль М=600 мм для горизонтальных и вертикальных измерений. Согласно этому модулю, про-

леты стальных каркасов одноэтажных зданий назначают равными 24, 30, 36 м и более, кратными 6 м. Шаг колонн по крайним и средним рядам принимают 6 или 12 м. В многопролетных зданиях при необходимости передачи крупноразмерной продукции из пролета в пролет шаг колонн по внутренним рядам может быть увеличен до 18, 24 м и более, его назначают также кратным 6 м. Высота рамы Н от уровня пола до оси нижнего пояса стропильной фермы должна быть кратной 1,2 м (2М) до высоты 10,8 м и кратной 1,8 (3Af) при высоте более 10,8 м.

Одноэтажные производственные здания бывают од-нопролетными и многопролетными. Совершенствование машиностроительного, металлургического и других производств с укрупнительной сборкой и непрерывными технологическими процессами требует блокирования различных цехов под одной крышей. Сблокированные здания — корпуса большой площади, состоящие из продольных и поперечных пролетов разных высот, оборудованные мостовыми и подвесными кранами разной грузоподъемности (рис. 113).

Большое влияние на работу каркаса оказывают мостовые краны, режим работы которых определяет и режим работы производственного здания в целом: легкий, средний, тяжелый и весьма тяжелый. Режим работы зданий учитывают при проектировании и расчете конструкций введением специальных коэффициентов в соответствии с требованиями СНиП П-23-81.

При проектировании производственных зданий, подвергающихся воздействию высоких температур и агрессивных сред, предусматривают специальную защиту стальных конструкций от чрезмерного нагрева (облицовка керамикой и бетонами, устройство отражательных экранов и т. п.) и коррозии (покрытие масляными красками, битумным лаком, металлами и т.п.). При возведении зданий, эксплуатируемых в условиях низких температур (от —40 до —65 °С), конструкции рассчитывают по упругой стадии, уменьшают размеры температурных отсеков, устанавливают дополнительные связи по каркасу, предусматривают мероприятия, снижающие концентрацию напряжений.

С целью ускорения и снижения трудоемкости монтажа стальных каркасов в последнее время широко применяют конвейерный способ монтажа крупными блока-

Рис. 114. Конструктивная схема стального каркаса одноэтажного промышленного здания

/ — колонны; 2 — подкрановые балкн; 3 — стропильные фермы; 4 — прогоны по фермам; 5 — вертикальные связи между фермами; 6 — горизонтальные связи по фермам; 7 — рамы фонаря; 8 — горизонтальные связи фонаря; 9 — прогоны фонаря; 10 — вертикальные связи фонаря; и — вертикальные связи по колоннам ми. Достоинством его является расчленение процесса сборки на простейшие операции, выполняемые на хорошо оборудованных- стендах сборки с последующим передвижением блока с одного поста на другой и в зону подъема с помощью передвижных тележек-платформ. Важнейший принцип проектирований стальных каркасов — типизация конструкций, направленная на разработку типовых конструктивных схем зданий, их отдельных элементов.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒