6.2. ЭЛЕМЕНТЫ КАРКАСОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

Как отмечалось выше, основными элементами каркасов являются поперечные рамы (рис. 114) со стойками и ригелями сплошного или сквозного сечения. Ригеля сплошного сечения (балки) имеют меньшую строительную высоту, чем сквозные, проще в изготовлении и удобнее при транспортировке, однако они уступают сквозным ригелям (фермам) по расходу металла. Поэтому основным типом ригеля в каркасных производственных зданиях принято считать стропильную ферму с парал-

Рис. 115. Узлы соединения а — стропильных и подстропильных ферм к колонне; б — стропильной фермы С подстропильной дельными поясами, трапецеидальную или сегментную (см. п. 5.2). В случае применения мостовых кранов грузоподъемностью более 20 т используют ступенчатые колонны сплошного сечения или сквозные, состоящие из шатровой и подкрановой ветвей, работающих совместно (см. п. 4.2).

Преимущественно используют колонны смешанного типа, в которых надкрановую часть вы-" полняют сплошной в виде прокатного или сварного двутавра, а подкрановую — сквозной в виде двух ветвей из прокатных профилей, связанных планками или раскосной решеткой. В зданиях с тяжелыми мостовыми кранами грузоподъемностью 125 г и более предусматривают колонны раздельного типа, состоящие из шатровой и подкрановой ветвей, работающих независимо одна от другой. Для увеличения жесткости здания в поперечном направлении стропильную ферму жестко соединяют с колоннами. Такое решение достигается присоединением стропильной фермы к шатровой ветви колонны сбоку (рис. 115,а). Сопряжение поясов фермы с колонной осуществляют на черных болтах.

Рис. 116. унифицированные типовые схемы (а—в) подстропильных ферм

При увеличении шага колонн средних рядов многопролетных зданий до 12—24 м стропильные фермы в промежутке между колоннами опираются на подстропильные фермы (рис. 115, б). Как правило, подстропильные фермы выполняют в виде ферм с параллельными поясами (рис. 116), сопрягаемыми снадкрано-вой частью колонны также на черных болтах (рис. 115, а).

Основные несущие элементы подкрановых конструкций — сплошные или сквозные подкрановые балки. Сплошные изготовляют из прокатных двутавров с усилением верхнего пояса уголками или плоскими листами. Их применяют при шаге колонн 6 м и кранах грузоподъемностью до 20 т. При большей грузоподъемности подкрановые балки делают сварными из трех листов. Сплошные подкрановые балки бывают разрезными и неразрезными. Неразрезные балки трудоемки в монтаже, но более жестки и на 10'—13 % легче разрезных.

Решетчатые подкрановые балки целесообразно применять при шаге колонн 12 м и более при кранах легкого и среднего режимов работы грузоподъемностью до 75 т. В этом случае они позволяют экономить до; 15— 20 % стали по сравнению со сплошными. При больших пролетах и тяжелых мостовых кранах для увеличения жесткости подкрановую балку объединяют с подстропильной фермой, получая при этом комбинированную конструкцию, называемую подкраново-подстропильной фермой. Подкрановые балки опираются на подкрановые ветви колонн через опорные торцевые ребра и крепятся к ним болтами, а к шатровой ветви — крепежными планками (рис. 58 и 69). Компоновка конструктивной схемы каркаса включает постановку системы связей по шатру здания и по колоннам. По шатру покрытия ставят горизонтальные связи по верхним и нижним поясам и вертикальные связи между фермами (рис. 117).


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒