Двухшарнирные сплошные рамы имеют двутавровые, как правило, переменные сечения ригеля и стоек, соответствующие эпюре сил (рис. 146). Чаще всего применяют сварное сечение из трех листов, как наименее трудоемкое в изготовлении (рис. 146, а—в). Высоту сечения сплошных рам принимают х/зо—'До пролета, но не более 2 м нз экономических соображений. Соотношения толщины стенкн н полок, а также высоты сечення к его ширине подчиняются законам проектирования двутавровой балкн.

Наиболее распространенная форма сплошной рамы — однопролетная двухшарнирная с горизонтальным или наклонным ригелем (рнс. 147, а, б). С увеличением пролета до 60 м рамы с ломаным ригелем становятся более экономичными, но требуют постановки затяжкн между узлами сопряжения ригеля со стойками для погашения распора (рис. 147, в). Прн необходимости ригель рамы нлн стойки рамы могут быть наклонными для организации уклонов кровли нлн по архитектурным соображениям проектируемого сооружения (рнс. 147,5, е). В таких рамах входящие острые углы следует проектировать не менее 45° для предупреждения возникновения сильных концентраторов напряжений в сжатой зоне узла.

Благодаря малой деформативности сплошные рамы хорошо работают в сооружениях с мостовыми нлн подвесными кранами (рнс. 147,ж, з). В том н в другом случае высота ригеля рамы может быть принята '/го— •До пролета. В однопролетных рамах, загруженных тяжелыми мостовыми кранами грузоподъемностью более 25 т, рекомендуется устраивать затяжку, расположенную на уровне опорных шарниров ниже уровня пола (рис. 147, ж).

Высокими техинко-экономнческимн показателями обладают неразрезные многопролетные рамы (рис. 147,и), однако ввиду трудоемкости возведенияг нх применение определяется лишь специальными требованиями, например достижением минимальных прогибов нлн использованием пластической стаднн работы материала.

Наряду с однопролетными рамами, имеющими две стойки (рис. 147,а—ж), в практике строительства могут применяться одностоечные Г- нлн Т-образные рамы (рис. 147, к, л) нлн сложные рамы (рнс. 147, лс) с наклонным нлн горизонтальным ригелем. Высоту ригеля в месте его заделкн в стойку рамы принимают —'/б вылета консолн прн условии обеспечения нормальной эксплуатации кровли.

Прн пролетах более 60—80 м сплошные рамы заменяют сквозными (решетчатыми) рамами, сечения ригеля и стоек которых проектируют аналогичными решетчатым фермам (рнс. 148) . Двухшарнирные сквозные рамы про-

Рис. 148. Типы сечеиия (а—е) сквозных ран ектнруют с шарнирами на уровне фундаментов. В .таких рамах высота рнгеля по сравнению со сплошными увеличивается до Ve—Vi5 пролета (рис. 149,а—в).

Сквозные бесшарннрные рамы обладают большей жесткостью, чем двухшарннрные, поэтому высоту ригеля в таких рамах можно уменьшить до У12—'/2о пролета. Эффективность сквозных рам повышается при соизмеримости жесткостей стойки и ригеля рамы. С этой целью ширину стоек сквозной рамы принимают равной панели рнгеля (3—6 м). В этом случае линейная жесткость стойки (отношение жесткости к длине элемента) становится больше жесткости рнгеля, благодаря чему эффект защемления ригеля возрастает.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒