Для устойчивости стенки двутаврового сечения в узле сопряжения вводят ребра жесткости по направлению сжимающих усилий. Узлы сопряжения ригеля со стойкой в сплошных и сквозных рамах выполняют в заводских условиях, что в значительной мере повышает их надежность в процессе эксплуатации.

Членение легких сквозных рам на отправочные марки предусматривают в пределах ригеля вблизи сечения с нулевым моментом (рис. 155, а) или в пределах стойки рамы (рис. 155,6). В рамах из уголковых профилей

Рис. J56. Узлы опирания сплошных рам на фундамент а — плитный шарнир; б — цилиндрический шарнир

Рис. 157. Узлы опирания сквозных рам на фундамент а, в — плитный шарнир; б — балансириый цилиндрический шарнир

Рис. 158. Ключевые шарниры -

а, 6 — в сплошных рамах; в — в сквозных рамах стык решается с помощью стыковых уголков на сварке, в трубчатых рамах с помощью фланцев на высокопроч-. ных болтах. В тяжелых большепролетных рамах конст-: рукцию предусматривают полносборной на высокопрочных болтах (рис. 155,в). Наиболее сложны в конструктивном отношении опорные и ключевые шарниры.

В рамах с пролетами до 60 м при опорных реакциях меньше 2500 кН преимущественно применяют плитные шарниры (рис. 156, а; 157, а, в), имеющие простую конструкцию. Они хорошо работают в узлах рам, с горизонтальным ригелем и вертикальными стойками. При больших опорных реакциях применяют балансирные шарниры (рис. 156,6; 157,6), состоящие из верхнего, прикрепленного к фундаменту, балансиров и цилиндрической цапфы, устанавливаемой между ними.

Элементы рам в узлах сопряжения усиливают ребрами жесткости и дополнительными листами, предназна-; ченными для перераспределения сосредоточенной узловой силы на все расчетное сечение (рис. 158).

Применение плитных и балансирных шарниров^ обеспечивает получение требуемых углов поворота в! опорных и ключевых узлах, а также необходимую прочность для передачи продольных и поперечных сил. Экс-;

плуатационное состояние ключевых шарниров достигается постановкой стяжных болтов, которые могут также воспринимать растягивающие силы, возникающие в рамах и арках при сильном действии ветрового отсоса. Затяжку в опорном узле крепят к полке сжатой ветви стойки рамы (рис. 157, в). Для устойчивости полки вводят двусторонние ребра жесткости. На рис. 159 дан пример конструирования предварительно напряженной рамы пролетом 60 м из алюминиевых сплавов с двумя затяжками из высокопрочной стальной проволоки. Сжатая стойка рамы с целью экономии металла выполнена из сборного железобетона и имеет двутавровое сечение.

Глава 9. АРОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

9.1. СТАТИЧЕСКИЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ АРОК

В отличие от рамы, арка представляет собой конст-i рукцию криволинейного (дугообразного) очертания,) лерекрывающую пролет между двумя опорами (фундаментами, пилонами или колоннами). Пролеты металли-j ческих арочных конструкций, применяемых для промышленных, общественных и сельскохозяйственных зданий и| сооружений, могут быть 30—150 м. Благодаря малой массе конструкции из-за наличия распора, а также из-за того, что в арке возникают преимущественно сжимаю-; щие усилия и незначительные изгибающие моменты, арки целесообразно использовать при пролетах более 60—80 м.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒