Затяжка в арке может располагаться на уровне опо~ ных шарниров (рис. 168, а) иЛи выше опор, увеличив полезную высоту помещения (рис. 168, б). При втор решении отношение стрелок fjf не должно быть меи 0,5. Для ликвидации провисания при неполной расч! иой нагрузке затяжку по всей длине подвешивают к а ке с помощью подвесок. Количество подвесок определ ют из условия обеспечения максимальной гибкости ра тянутого элемента затяжкн по формуле где i — радиус инерции сечения затяжкн относительно горизонтальной оси.

В начале XX в. арки главным образом проектирова; для выставочных павильонов и вокзалов. Из этих пр ектов с точки зрения конструирования представляют и терес неразрезные многопролетные арки над платформ ми железнодорожных станций. В первом решении (ри 169, а) многопролетная арка вокзального покрытия выполнена сплошной с равными пролетами по 21 м и с вертикальными участками над опорами с целью максимально полного использования зон помещения вблизи опор. Во втором решении (рис. 169, б) многопролетная арка перекрытия Казанского вокзала в Москве (проект) име* ет один главный пролет 56,7 м й два боковых пролета по 33,92 м при соответственно разных высотах. Круговое очертание решетчатых арок позволило при данных пролетах обеспечить нормальную эксплуатацию приопор-ных зон.

Современные большепролетные арки проектируют в виде однопролетной конструкции с затяжкой или без нее. Стальной аркой с. затяжкой в уровне опор пролетом 78 м перекрыт Дворец спорта на стадионе им. В. И. Ленина в Лужниках (рис. 170, а). Пояса сквозной арки выполнены из П-образных сварных профилей, соединенных ре-щеткой из уголков. Затяжка крестообразного сечения из четырех уголков.

Интересно арочное покрытие авиационного ангара со сквозными устоями пролетом 90,2 м. Для увеличения полезной высоты помещения стальная решетчатая арка выполнена без затяжки. Опорный узел арки приподнят на высоту 7 м. Устой выполнен в виде сложной рамы, одним из элементов которой является стержневой элемент, передающий равнодействующую силу в опорном узле на внешние фундаменты (рис. 170, б).

На рис. 170, в представлена комбинированная арка с затяжкой в виде балки жесткости коробчатого сечения. Арки поставлены с шагом 12 м, что позволило уложить несущие щиты кровли и подвесить балки подвесных кранов непосредственно к балке жесткости. Устойчивость арки, вынесенной наружу здания, обеспечивалась вертикальными связевыми фермами переменной высоты сечения, расположенными между аркой и балкой жесткости.

Для покрытия стадиона «Динамо» в Москве Мос-проектом было разработано арочное покрытие в виде складчатой оболочки трапецеидального очертания (рис. 170, д). Толщина складчатого элемента размером 6Х Х9 м составила 100 мм, а толщина наружных плоских алюминиевых листов в трехслойном пакете 1 мм. Средний слой такого элемента представляет собой алюминиевую сотовую плиту.

Другое оригинальное решение арки, предложенное ЦНИИпроектстальконструкцией для перекрытия стадиона «Динамо» в Москве —арка пролетом 180 м, предварительно напряженная системой затяжек (рис. 170, г). Введение в арку предварительно напряженных затяжек существенно повысило жесткость конструкции при одностороннем загружении арки временной снеговой нагрузкой.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒