В основе предлагаемого самодельного автоклава - металлическая емкость достаточной прочности (рис. 75, а). Можно, например, сварить корпус автоклава из листа стали толщиной 4-5 мм.

В автоклаве любой конструкции не обойтись без манометра и штуцера для закачки воздуха. Крепить их лучше в крышке с помощью резьбовых соединений. В качестве штуцера можно использовать вентиль от камеры грузовика. Для этого на укороченном соске нарежьте резьбу М8. В крышке автоклава просверлите отверстие 06,8 мм и нарежьте в нем резьбу М8. Затем ввинтите на краске вентиль в крышку, а для надежности поставьте контргайку. Аналогичным образом закрепите манометр.

В качестве стойки для термометра используйте отрезок полудюймовой водопроводной трубы с заваренным нижним концом. Чтобы измерения температуры были точными, перед тем как опустить в стойку термометр, залейте в нее автомобильное масло. А чтобы термометр не упирался в дно стойки, его можно подвесить на деревянной бельевой прищепке. Крышка автоклава прочно соединяется с корпусом шестью болтами М10.

Готовый автоклав надо проверить на герметичность. Для этого через вентиль от автомобильной камеры, который даже при 130 °С способен выдерживать давление почти 13атм, закачивается воздух до давления 11 -12 атм. Потом нужно проверить, нет ли утечек воздуха. Для их выявления используйте мыльную воду, нанося ее на все сварные и механические соединения. Отсутствие пузырьков служит показателем их герметичности.

Для большей надежности стоит выдержать автоклав под тем же давлением в течение двух суток. Если за это время давление упадет не больше чем на 0,5 атм, значит, проверку на герметичность автоклав выдержал успешно и можно приступать к его использованию.

Закатанные банки с будущими консервами ставят на решетку, уложенную на дно автоклава. За первым слоем банок следует второй, третий, и так до самой горловины автоклава. Потом заливают воду, которая должна подняться над банками не менее чем на 20 мм. Закрывают крышку автоклава и затягивают болты.

Автомобильным насосом накачивают воздух до давления 1 -1,5 атм и с помощью мыльной воды еще раз проверяют герметичность всех соединений. Избыточное давление в автоклаве необходимо для того, чтобы при нагреве с банок не слетали крышки (с ростом температуры эта избыточность сохраняется - давление в автоклаве и в банках поднимается одинаково).

Автоклав нагревают паяльными лампами или пламенем разожженного под ним костра, контролируя температуру по показаниям термометра. При достижении 110 °С засекают время и выдерживают банки в течение 50-70 мин, не допуская, чтобы температура превысила 120 °С. Как уже говорилось, именно при таком режиме термообработки гарантируются отменные вкусовые качества консервов и гибель всех болезнетворных микроорганизмов.

По истечении необходимого времени огонь убирают. Автоклав оставляют для охлаждения до 30 °С. Давление в нем постепенно снижается, оставаясь чуть выше атмосферного. Затем избыточный воздух осторожно стравливают через вентиль и открывают автоклав. Воду сливают, используя в качестве сифона шланг, и вынимают банки.

Нелишне добавить, что давление, которое показывает манометр автоклава при 110 °С, обычно колеблется от 2,5 до 3,5 атм, а при 120 °С - от 4 до 4,5 атм, в зависимости от объема воздуха, остающегося между крышкой автоклава и банками.