Основной закон гармонии форм был известен египтянам и древним грекам, индейцам майя и, конечно же, нашим предкам. О нем говорили Пифагор и Евклид, итальянский монах Лука Пачоли назвал его «божественной пропорцией», а Леонардо да Винчи, изучавший эту пропорцию, дал ей имя «золотое сечение».

Золотое сечение - это деление отрезка на две части таким образом, что большая его часть относится к меньшей так, как весь отрезок относится к большей части (рис. 39).

Золотое сечение обнаруживается везде. Молодые побеги и листья на деревьях, чешуйки на сосновой шишке, семена в корзинках подсолнечника располагаются, подчиняясь закону золотого сечения. В гармоничном сочетании звуков заложена божественная пропорция (звукоряд Пифагора). По закону золотого сечения построена Солнечная система. Немецкий астроном XVIII века Тициус с помощью золотой пропорции нашел закономерность и порядок в расстояниях между планетами Солнечной системы. Один лишь факт противоречил его стройной системе - между Марсом и Юпитером на должном расстоянии не было планеты. Уже после смерти астронома, в начале XIX века, выяснилось, что он был прав, предполагая наличие небесного тела в этом районе Вселенной. На указанном расстоянии был обнаружен пояс астероидов.

Рис. 39. Золотое сечение Скульптор и теоретик искусства Поликлет установил законы пропорциональности человеческого тела. Пупок делит рост человека в отношении золотого сечения, локоть делит руку, колено - ногу, линия бровей - голову в таком же соотношении, ухо представляет собой фигуру, построенную по закону золотого сечения, - словом, все части тела человека соединяются в целое в божественной пропорции. При других пропорциях тела человек выглядит несуразным и некрасивым. Отношение систолического давления к диастолическому у здорового человека близко к золотой пропорции, и даже в ритмах мозга выявляются те же закономерности. Отклонение от божественного эталона сигнализирует о неполадках в организме. Таким образом, золотое сечение и законы симметрии составляют основу гармонии мироздания.