Каштанш... супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра...

А. П. Чехов

Однако только встроенной мебелью вряд ли удастся обойтись. Так или иначе инфраструктура потребует предметов мебели, функционально более приближенных к уже привычным. Туг есть своя проблема, на которую указывает эпиграф, - столярное дело требует куда как более высокой квалификации, чем плотничье.

Способ решения вопроса путем обращения к мастерам (попросту говоря, мебель можно заказать) очевиден и вроде бы обсуждению не подлежит. Однако заметим, что расходы на мебель в этом случае могут оказаться соизмеримыми с затратами на строительство. Что же получается: упомянутый выше экономический фактор возвращает нас на «круги своя» - к старой рухляди? Можно, конечно, остановиться на выборе между этими двумя возможностями.

Но тогд а не стоило и «огород городить», т. е. разговор затевать. Что же остается тому, кто решил в силу разных обстоятельств изготовить мебель самостоятельно? Традиционный путь предполагает, что придется долгое время (а быстро, как известно, хорошо не бывает) осваивать сложное ремесло. В противном случае «учебные» изделия скорее всего вступят в противоречие с упомянутым выше эстетическим фактором. А кроме того, возникает еще и фактор временной, возможно, самый весомый. Но и это не все. Потребуется еще основательная инструментальная база, т. е. дополнительные, весьма по нашим временам немалые расходы, которые наверняка при однократном изготовлении сколь угодно большого комплекта мебели не окупятся.

Опять возникает экономический фактор. Получается, что, желая получить качественные изделия при самостоятельном их изготовлении, можно не только не избежать перечисленных выше проблем, но и нажить новые. Альтернатива же сводится к выбору между ценой и качеством. Следовательно, требования от мебели качества (функциональность, прочность, эстетичность, экологическая чистота материалов) и низкой цены одновременно - противоречивы. Где же выход? Неужели Каштанке непременно надо стать человеком? Оказывается, что последнее не обязательно, а выход все-таки есть. Состоит он именно в нетрадиционном подходе к изготовлению мебели, заключающемся в сборке ее из заранее подобранных в комплект элементов, по существу - мебельного конструктора. Возникают вопросы: что дает такая постановка задачи, как этого достичь, как это выглядит? Рассмотрим их по порядку.

Итак, вопрос первый - что это дает? Представим себе, что такие комплекты конструктора (наборы элементов) для сборки любого предмета мебели уже существуют, и не просто как факт, а в самом широком ассортименте. Чем могут отличаться одноименные комплекты? Во-первых, материалом, из которого выполнены элементы. Если они деревянные, то могут использоваться разные породы древесины - от сосны до самых экзотических. Во-вторых, степенью готовности (обработки) элементов, например, они могут иметь то или иное однослойное или двухслойное покрытие или вообще не иметь такового. В-третьих, предметы мебели (а значит, и элементы набора) одного наименования могут отличаться размерами. Наконец, отдельные элементы могут отличаться особым выполнением, в частности, деревянные могут быть украшены резьбой по дереву, что переводит готовое изделие на качественно иной уровень.

Тогда любой потребитель может выбирать соответствующий комплект, исходя из своих запросов и возможностей (материальных и квалификационных). Крайним случаем, с одной стороны, является просто приобретение готового (уже собранного) предмета мебели. Те, кто обладают простейшими трудовыми навыками (владеют отверткой и другим нехитрым инструментом) и могут собрать изделие самостоятельно, имеют возможность приобрести его в виде набора элементов, полностью подготовленных к сборке. При этом, как известно, существенно упрощается проблема транспортировки.

Для кого-то, возможно, не составит проблемы нанести покрытие на готовое изделие, и он также имеет такую возможность. Иными словами, в зависимости от наличия тех или иных профессиональных навыков и финансовых возможностей потребитель может выбирать соответствующий комплект, естественно, по соответствующей цене. Для наиболее профессионально подготовленных существует другой крайний случай - самостоятельное изготовление элементов набора, а значит, и предмета мебели в целом.

Таким образом, ответить на вопрос можно так: это дает любому потребителю полную свободу выбора. Получается, как в песне:

«...Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе...»

Убедившись в пользе решения поставленной задачи, займемся вопросом: как этого достичь. Для того чтобы сделать операции сборки мебели общедоступными, их надо упростить. Самыми сложными в столярном деле являются именно соединения, они-то и требуют высокой квалификации. Следовательно, нужен иной тип (демократичный) выполнения соединений. Такой тип соединений и используется для элементов мебельных наборов (реек прямоугольного поперечного сечения). А именно: соединения образуются плотным примыканием боковых или торцевых граней одних элементов к боковым граням других элементов без какой бы то ни было механической обработки стыкуемых частей, с фиксацией элементов между собой гвоздями, шурупами или болтами. Естественно, для усиления соединений может использоваться и клей.

Вопрос второй - как это выглядит? Его лучше всего разобрать на конкретных примерах, которых, вообще говоря, может быть бесчисленное множество, ведь помимо того, что предметов мебели много, каждый из них может иметь неограниченное количество вариантов исполнения.

Начнем с табурета. Конечно, даже этот простой предмет мебели может быть воплощен весьма разнообразно. Заметим, что первичными элементами (деталями комплекта) все-таки являются деревянные рейки, например сечением 12x35 мм, из которых собираются как вторичные элементы - «уголки», так и изделие в целом. Кстати, практика показала, что указанное сечение реек отнюдь не является гипотетическим, а вполне приемлемо.

Конструкция табурета и отчасти порядок сборки ясны из рис. 6.7, однако требуются все-таки некоторые пояснения. Во-первых, это касается размеров. Часть из них, конечно, может варьироваться изготовителем, но, разумеется, не все. Так, высота верхней плоскости сиденья должна составлять 430-450 мм. Учитывая толщину рейки, в середину этого диапазона можно попасть, приняв длину ножки равной 430 мм.

Очевидно, что для реально изготовляемой конструкции должны быть определены размеры и количества всех прочих элементов, о чем подробнее - чуть ниже.

Во-вторых, необходимо уточнить порядок сборки. Первым делом из реек комплек та собираются вторичные элементы: 4 ножки и 2 царги. Лучше всего это делать посредством шурупов, а для упрочнения соединений можно дополнительно использовать и клей, например ПВА. Точность сборки уголков обеспечивается высоким качеством изготовления реек (а только это и имеет смысл) и точностью разметки и выполнения отверстий под шурупы на сопрягаемых элементах. Некоторое несовпадение граней уже собранных в уголки реек можно устранить пристругиванием, но лучше этого избежать, так как на элементах с покрытием (лак, морилка) это вызовет дополнительные хлопоты.

Из полученных таким образом уголков нетрудно собрать две рамы, каждая из которых состоит из двух ножек 1, царги 2 и проножки 3. Качество сборки рамы во многом определяется плотным прилеганием торцов царги и проножки к полкам уголков-ножек. Именно в этом случае соединение, например, проножки с ножкой даже посредством одного шурупа перестает быть шарнирным. Кроме того, необходимо проследить, чтобы верхние плоскости горизонтальных полок уголков-царг были заподлицо с торцевыми плоскостями угол ков-ножек.

Объединение полученных рам в единую конструкцию проще всего начать со связывания их проножками 4, для чего удобно перевернуть рамы «вверх ногами». При этом к соединениям, естественно, предъявляются те же требования. Ставим сборку в нормальное положение и закрепляем на своих местах крайние планки 5 сиденья, следя при этом, чтобы их торцевые и боковые грани были заподлицо с внешними поверхностями уголков-ножек. К одной из рам прикрепляем раскладку 6, предварительно выверив ее положение и по вертикали, и по горизонту: она должна перекрывать торцы обеих крайних реек, а верхняя ее грань выступать над плоскостью сиденья на 1-2 мм. Понятно, что на выступающих ребрах раскладок 6 должны быть сняты фаски.

Далее между крайними с равным интервалом закрепляем остальные планки сиденья, упирая их торцы в раскладку 6. Теперь ставим на место вторую раскладку 6, и, если размеры элементов выбраны точно, а сборка произведена аккуратно, эта раскладка также плотно подойдет к торцам планок 5.

Завершается сборка установкой раскладок 7, которые позиционируются аналогично раскладкам 6 с той лишь разницей, что перекрываются торцы последних.

Могут возникнуть вопросы: достаточно ли прочными получатся собираемые изделия, а не слишком ли все просто и гладко, нет ли в этой конструкции каких-либо «подводных камней»?

Определенные тонкости, разумеется, есть. Во-первых, для того, чтобы собранное изделие было прочным и радовало глаз, нужны очень тщательные измерения и разметка. Где конкретно? Практически везде, начиная прямо со сборки ножек-уголков. Туг рейки должны быть очень точно сопряжены друг с другом, поскольку обе полки уголка должны быть плоскими и не иметь ступенек. Это достигается точной разметкой и выполнением отверстий под шурупы. Но даже если планки при сборке совпали не совсем точно, что, конечно, не рекомендуется, соединение их в уголок всего тремя шурупами получается очень прочным.

Совсем другое дело, если выявится погрешность в определении размера, например, проножки 4. Тут возникает вопрос: а каким он должен быть? А как правильно выбрать вообще все размеры элементов комплекта? Не странные ли вопросы, ведь для любого изделия должен быть чертеж или хотя бы эскиз с указанием этих размеров? Давайте разберемся с этим.

Оказалось, что очень удобно выразить необходимые длины всех элементов комплекта через характерные, например габаритные, размеры изделия и размеры сечения элементов. В частности, для табурета характерных размеров два: высота (Н) и ширина сиденья (А для квадрата АХ А). У сечения, естественно, тоже два размера: ширина (а) и высота (h).

Заметим, что конкретно для рассматриваемой конструкции при определении длин элементов использовались лишь значения их толщин, однако в более общем случае и для других конструкций не обойтись и без значений ширины элементов.

Для заданных характерных размеров табурета (А = 330 мм, Н = 442 мм) и элементов комплекта (а = 35 мм, h = 12 мм) их длины, полученные по приведенным соотношениям, сведены в таблицу-спецификацию.

Но в табл. 5 (в последней колонке слева) приведены номинальные значения длин, а что получится, если толщина h будет иметь отклонение + 0,5 мм от номинального, что в условиях самостоятельного изготовления рейки более чем вероятно?

Если рейки тоньше (h = 11,5 мм), из соотношений следует, что длины элементов 2, 3,

4 должны быть на 2 мм больше, а элементов 5,6 - на 1 мм. Что же произойдет, если у этих элементов будет номинальная длина?

Возможны два варианта. В первом - при плотном прилегании царг 2 и проножек 3 к ответным поверхностям ножек габаритный размер А уменьшится на 2 мм, что не страшно. А вот раскладка 6 при этом окажется на 1 мм длиннее, что хлопотно. При попытке же сохранить размер А изделия между торцами элементов 2 и 3 и ответными поверхностя ми появятся зазоры суммарной величиной 2 мм, что существенно ухудшает качество со единений. Раскладка 6 окажется короче, чем надо, и в ее стыках с раскладками 7 появят ся зазоры суммарной величиной 1 мм, что придает изделию неряшливый вид. Анало гично при объединении уголковых рам в единую конструкцию рейками 4, 5, 7 в со единениях могут появляться зазоры (наибо лее неприятное), а геометрические формы изделия могут искажаться.

Самым существенным результатом является именно ослабление соединений. Все то же получается и при положительных отклонениях толщины реек.

Изложенное явилось результатом анализа сборки натурного макета табурета, сделанного по традиционной технологии, включающей изготовление рейки по заданным размерам, нарезку элементов комплекта с табличными значениями длины и сборку изделия посредством шурупов с разметкой и сверлением отверстий под них.

Как выяснилось, рейки оказались изготовленными с отклонениями от заданных размеров, что совсем не удивительно, но именно поэтому результаты сборки и не удовлетворили. Так что же, поскольку отклонения от заданных размеров при изготовлении рейки неизбежны, качественных изделий из комплекта элементов не получить?

Ничего подобного - эта-то задача решается «проще простого». Вносим в технологию маленькие изменения: измеряем размеры сечения готовой рейки, определяем по соотношениям с использованием фактических (измеренных) размеров длины элементов; нарезаем их именно по этим скорректированным значениям длин (в последней колонке табл. 5 справа), а далее собираем, как и прежде.

Теперь можно переходить к рассмотрению и других изделий. Но прежде посмотрим повнимательнее на рис. 2: так ли уж неизменна приведенная на нем конструкция? Можно ли образующие сиденье рейки 5 заменить листовым материалом, например, фанерой? Вполне, ведь окончательное качество изделия определяется, в частности, и качеством отделки материала, а фанера обрабатывается вполне достойно.

Еще выше поднимется уровень изделия, если в качестве сиденья использовать древесный массив той же сосны. Тогда при толщине массива 16-18 мм можно изменить конструкцию табурета, а соответственно, и пересмотреть состав комплекта.

Так, можно, например, обойтись без раскладок 6 и 7, а в качестве горизонтальных полок царг-уголков 2 использовать полоски фанеры толщиной 4-6 мм; можно обойтись и вовсе без этих царг, если воспользоваться каким-либо из многих известных способов соединения деревянных изделий, например, тех же мебельных уголков, в качестве которых самоделыцику несложно использовать отрезки металлического уголка. В таком случае комплект может выглядеть так: заготов ка сиденья из массива, набор реек для ножек и проножек (12 шт.) и комплект металлических соединительных элементов для соединения ножек с сиденьем.

А как насчет табурета в «мягком исполнении»? Нет ничего проще. Рукав из обивочного и подкладочного материала с мягкой набивкой внутри крепим концами к раскладкам 6 или 7 также одним из многих известных способов. С этим вариантом наиболее просто сочетается фанерное сиденье. Но можно сделать табурет мягким и за счет чехла, аналогичного надеваемому на автомобильное сиденье.

Смотрите - сколько весьма разнообразных модификаций только одной модели табурета. Естественно, что подобное возможно и для других изделий, собираемых по предлагаемой технологии. Что же это за изделия?

Стул, например. Почему именно стул? Ведь предметов мебели, как уже отмечалось, великое множество. Да потому что стул - не что иное, как табурет со спинкой, а значит, можно легко проследить трансформацию одной конструкции в другую.

По сравнению с табуретом для ступа, естественно, потребуется изменение размеров, а возможно, и формы остающихся элементов конструкции, но главное - добавление новых. Таковых, строго говоря, всего два: раскосы 8 и спинка 9. Кроме того, задняя пара ножек делается большей длины - для крепления спинки и с укороченными полками - для соединения с раскосами. На рис. 6.8 показаны вариант стула с прямой спинкой (спинка крепится к верхним частям задних ножек) и возможное исполнение наклонной спинки, при котором рейки спинки 9 крепятся к раскосам, угол наклона которых и определяет угол наклона спинки. Принципиально порядок сборки стула аналогичен таковому для табурета. Заметим лишь, что здесь появляются косые резы исходных реек, что требует большей тщательности исполнения. В частности, для наклонной спинки показан случай притупления острого угла раскоса 8. Очевидно, что стул может иметь как перечисленные для табурета модификации исполнения, так и множество других.

Для скамьи (рис. 6.9) конструкция табурета также может являться отправной. Понятно, что при этом существенно меняются размеры многих элементов (4,5), а раскосы 8 (по сравнению со стулом) меняют еще и форму, и место расположения в конструкции. Кстати, из раскосов на рисунке приведен только один для того, чтобы не перегружать рисунок и не лишать его тем самым ясности. В показанной конструкции число раскосов может составлять 2, 4, 6. При этом раскосы могут располагаться как в задней и передней фронтальных плоскостях, так и в осевой плоскости скамьи. На рисунке показан вариант скамьи с промежуточными ножками, выполненными в виде рамы, абсолютно идентичной раме, образованной правой парой ножек. Но это может быть и копией левой пары, а может быть и в виде рамы 9 из ножек-тавров, соединенных, например, двумя уголками. Поперечина такой рамы может иметь вид швеллера 10, а может состоять и просто из двух «реек на ребро». По сравнению с табуретом проножки 3 лучше закре пить на наружных поверхностях ножек - вся конструкция будет жестче. Стыки проножек между собой можно выполнить по-разному: как в верхнем поясе, так и в нижнем, в котором нужны чуть более длинные поперечные проножки и одна чуть более короткая продольная. Это может пригодиться при самостоятельном изготовлении элементов, поскольку в наличии могут оказаться исходные рейки разной длины. Модификации исполнения табурета также распространяются и на изготовление скамьи.

Для кресла (рис. 6.10) отправной конструкцией является ступ. По сравнению с ним удлиняются передние ножки - для крепления добавляемых уголков-подлокотни-ков 10. Рама, образованная задними ножка ми, усилена элементами 11, которые (по варианту исполнения этой рамы) могут быть короткими и соединяться с раскосами 12. Последние могут по-разному сопрягаться с ножками 1, что и показано на рисунке справа и слева. Очевидно, что модификации конструкции стула распространяются и на кресло (в частности, оно может быть с наклонной спинкой), но обратим внимание на обратное явление. Так, и для стула задняя рама может быть усилена элементами 11 или 11 и 12. Кстати, это касается и других предметов мебели.

Например, у табурета (см. рис. 6.7) расположение проножек может быть таким же, как у скамьи (см. рис. 6.9), а из рам 9 ее средних ножек можно вообще собрать другую модель табурета, которая, возможно, в чем-то устроит мастера больше. Вообще, коль скоро речь идет о мебельном конструкторе, представленные на рисунках конструкции ни в коей мере не являются догмой, а лишь частными случаями великого множества возможных воплощений идей мастера, которые становятся доступными.