ТАБЛИЦА 5. ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ф ПРОДОЛЬНОГО ИЗГИБА ЦЕНТРАЛЬНО-СЖАТЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИЗ СТАЛИ
Л н и § Ov |
Ф для элементов из стали с |
расчетным сопротивлением Ну, |
МПа |
|||||||||
X и^г |
440 | |
|||||||||||
• 102 |
||||||||||||
Примечание. Значения q> в таблице увеличены в 1 ООО раз 34
длина стержня; ц—коэффициент приведения длины стержня, зависящий от закрепления концов и определяемый по рнс. 18); i — радиус инерции сечения элемента (по сортаменту).
Для практических целей значение <р определяют путем интерполяции по табл. 5 для стальных конструкций и по табл. 6 для конструкций из алюминиевых сплавов.
таблица 6. значения коэффициентов ф продольного изгиба центрально-сжатых элементов из алюминия
<Р Для |
элементов из алюминия марок |
||||||
Гибкость, X |
S |
К Т-1 |
? |
н |
Ю Н |
1925, |
|
с* ё |
сЗ и S |
со Et |
со Ct |
со ct |
-Н юю ssa |
н ю |
|
< |
< |
< |
< |
< |
СТ) СТ) |
||
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
|
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
|
Примечание. Значения <р в таблице увеличены в 1000 раз.
Глава 2. СОЕДИНЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ
2.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Соединения металлических конструкций предназначены для сопряжения отдельных элементов между собой. Выбор вида соединения зависит от вида напряженного состояния соединяемых элементов; величины й характера действующей нагрузки; формы сопрягаемых элементов; условий работы соединения и др.
В металлических конструкциях применяют в настоящее время сварные, болтовые и заклепочные соединения.
Сварные соединения — наиболее распространенные соединения. Они требуют на изготовление меньше времени и металла по сравнению с заклепочными и болтовыми соединениями. Применение сварки обеспечивает высокую прочность соединения, автоматизированный процесс, высокое качество сварного шва при выполнении его не только в заводских условиях, но и в построечных. Благодаря этому сварные соединения применяются во всех металлических конструкциях.
Болтовые соединения, как и сварные, находят широкое применение в металлических конструкциях. Они применяются в монтажных и рабочих соединениях сборно-разборных и стационарных конструкций. Их достоинство: простота и надежность соединения; недостатки: повышенный расход металла на конструкцию вследствие ослабления сечения сопрягаемых элементов отверстиями, податливость (деформативность) соединения, ввиду наличия зазоров между болтом и отверстием. В настоящее время используют соединения с высокопрочными болтами, работающими на срез и на растяжение. Достоинством этих соединений является их меньшая деформативность, однако трудоемкость такого соединения возрастает.
Заклепочные соединения в настоящее время находят ограниченное применение, поскольку они наиболее трудоемки и дорогостоящи по сравнению с двумя предыдущими. Однако надежность заклепочных соединений при знакопеременных и вибрационных нагрузках определяет область их применения в конструкциях с тяжелым режимом работы (железнодорожных мостов, промышленных этажерок при динамических воздействиях и др.).
2.2. СВАРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ. •> ВИДЫ СВАРКИ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Основной вид сварного соединения — электродуговая сварка, основанная на явлении возникновения электрической дуги между стальным стержнем (электродом) и свариваемыми стальными деталями (рис. 21,а). Электрическая дуга создает температуру более 1500 °С. При этой температуре происходит расплавление основного металла и металла электрода, в результате в зоне контакта образуется сварной шов, соединяющий свариваемые элементы. Для получения высококачественного шва, обладающего высокими пластическими свойствами, сварка производится в защитной газовой среде, образующейся в зоне шва от сгорания специальной обмазки, нане-