После назначения сечения определяют его фактические геометрические характеристики: A, ix, iХх, Ху, фж, Фу и, сопоставляя фх и фу, определяют значения фт.п. Сечение считается подобранным, если в результате проверки напряжений по формуле (10) нет перенапряжения, а процент недонапряжения не превышает 5 % для сварных и комбинированных профилей или его невозможно уменьшить в пределах сортамента прокатных профилей.
Т А Б Л И Ц А 24. ПРИБЛИЖЕННЫЕ ГАБАРИТЫ КОЛОНН
Наименование сечения |
Габариты прн гибкостях, мм |
||
Х=60 Ь=90 |
*,=120 |
||
Сварной широкополочный двутавр Трубчатое сечение Замкнутое нз двух уголков Сквозное из двух швеллеров Сквозное нз четырех уголков |
Й«6«Я/14 21 А«&«Я/24 23 hxb&H/26 |
А«6«Я/21 htzbxHI 31 А«6«Я/36 h^bxsHI 34 39 |
А«6«Я/29 hasbtstH/42 /г«&«Я/45 /гж&«Я/52 |
Планки и решетки сквозной колонны обеспечивают совместную работу всех ветвей и значительное увеличение жесткости стержня колонны в целом. При конструировании сквозных колонн с решетками (рис. 57, а, б) гибкость отдельных ветвей между узлами принимают не более 80 и не более значения Яе/ стержня в целом. В составных стержнях с планками (рис. 57, в) гибкость отдельных ветвей на участке между планками не должна быть более 40.
Расчет соединительных элементов в виде решетки или планок выполняют на условную поперечную силу Q/,c,
Таблица 25. Приближенные значения радиусов инерции еечешя
а — треугольная; б — раскосная; в — с планками

4.2. внецентренно сжатые колонны
Внецентренно сжатой колонной считается колонна, в расчетном сечении которой действуют продольная сила N и изгибающий момент М. Такие колонны широко применяют в каркасах производственных зданий (с крановыми нагрузками и без них).
В зависимости от конструктивного решения стержня различают три типа внецентренно сжатых колонн производственных зданий.
постоянного по высоте сечения (рис. 58, а) с консолью для подкрановой балки, применяемые при высоте до нижнего пояса фермы не более 12 м, и грузоподъемностью мостовых кранов не более 20 т;
переменного по высоте сечения (ступенчатые) (рис. 58,6, в) сплошные и сквозные широко применяемые в каркасах промышленных зданий при большей градации грузоподъемности мостовых кранов (более 20 т). Верхнюю (надкрановую) часть этих колонн выполняют в виде сплошного двутаврового сечения. Нижняя часть колонн, состоящая из шатровой и подкрановой ветвей, имеет связь между ветвями в виде сплошного листа или в виде сквозной решетки из уголков;
раздельного типа (рис. 58,г), применяемые в цехах с тяжелым режимом работы при грузоподъемности кранов более 150 т и сравнительно небольшой высоте (до 20 м). В таких колоннах ветви нежестко связаны между собой гибкими в вертикальной плоскости планками. В результате каждая из ветвей выполняет самостоятельную функцию: основная шатровая ветвь работает в системе поперечной рамы, воспринимая нагрузку от покрытия, стенового ограждения и от поперечного воздействия мостовых кранов; подкрановая стойка работает как центрально-сжатая от действия только вертикального давления мостовых кранов. Характерные типы сечений подкрановой части сплошных и сквозных внецентренно сжатых колонн показаны на рис. 59.