Элементами каркаса являются колонны, балки перекрытий (ригели), вертикальные связи жесткости и горизонтальные диски перекрытий, включающие плиту перекрытия. Каркасы высотных зданий и зданий повышенной этажности воспринимают и передают на фундамент все вертикальные и горизонтальные нагрузки. С увеличением высоты здания наиболее опасным воздействием становится горизонтальная нагрузка от ветра, поэтому современная классификация каркасов многоэтажных зданий связана со способом восприятия горизонтальных нагрузок (рис. 121).

В зданиях до 20 этажей наибольшее распространение получила связевая схема с податливыми узловыми соединениями (рнс. 121, а). Она имеет целый ряд преимуществ перед остальными схемами, главными из которых являются простота сопряжения балок с колоннами н меньшая трудоемкость возведения. Горизонтальная жесткость обеспечивается вертикальными связями, устанавливаемыми, как правило, во всех поперечных и продольных плоскостях рам. Вертикальные связи вы-, полняют в виде раскосной, полураскосной нли крестовой решетки, расположенной в одном пролете рамы снизу доверху (рнс. 122). Предпочтение следует отдавать полураскосной схеме, имеющей наименьшую длину связевых элементов н уменьшающей пролет главных балок, а следовательно, снижающей расход материала.

Прн увеличении этажности до 30—50 этажей применяют рамные, когда по условиям эксплуатации в каркасе невозможно разместить связи, и

Рис. 122. Типы решеток вертикальных связевых ферм

а — раскосная; б — крестовая; в — полураскосная

Рис. 123. Типы сечения колонн а — двутавровое; б — крестообразное: в — прямоугольное; г — квадратное-о — трубчатое; е — комбинированное из уголков; ж — комбинированное из толстолнстовой стали

комбинированные рамно-связевые схемы (см. рис, 121,6, в). Для увеличения горизонтальной жесткости в связевых пролетах путем заполнения их бетоном создают диафрагмы жесткости или устраивают коробчатое железобетонное ядро, используемое одновременно в качестве вертикальной коммуникационной шахты. Дальнейшее увеличение жесткости в таких схемах достигается устройством в двух или более ярусах по высоте решетчатых жестких ростверков (см. рис. 121,г).

При количестве этажей более 60 применяют бескаркасные схемы с поперечными несущими стенами, выполняющими роль диафрагм жесткости (см. рис. 121,д,е). Совместная работа поперечных стен при действии горизонтальных нагрузок обеспечивается дисками перекрытий, стеновым заполнением и системой горизонтальных и вертикальных связей, лежащих в плоскости наружных и внутренних стен. Такие схемы предполагают применение монолитных железобетонных стен с жестким армированием (из прокатных профилей).

Для облегчения высотных зданий и повышения их жесткости исполЬзуют коробчатые (оболочковые) схемы с внутренним каркасом и коробчатые многосекционные схемы (см. рис. 121, ж, и).

Особенность этих конструктивных схем в том, что горизонтальные нагрузки воспринимаются развитым поперечным сечением коробки наружных стен, а вертикальные — внутренними элементами каркаса. Благодаря этому коробчатые схемы обладают повышенной сопротивляемостью горизонтальным воздействиям.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒