При пролетах более 60 м преимущественно проектируют сквозные арки с параллельными поясами (рис. 162,6). Сквозные арки имеют меньшую жесткость, поэтому высоту сечения в таких арках увеличивают до 7зо—'До пролета. Пояса сквозных арок выполняют из уголков, швеллеров, труб и двутавров. При больших пролетах и усилиях сквозные арки делают пространственными в виде треугольного или четырехугольного поперечного сечения. В сквозных арках пояса по вертикали и горизонтали сопрягаются решетчатыми связями треугольного или раскосного типа, выполняемыми из одиночных уголков, швеллеров или двутавров.

Сечения сплошных и сквозных арок рекомендуется принимать постоянными по всей длине. Однако в двух-и трехшарнирных арках с целью экономии металла допускается проектировать серповидные или сегментные очертания (рис. 163).

Распор в арочной конструкции воспринимается затяжкой, устраиваемой на уровне опорных узлов (рис. 164,а). Однако затяжка препятствует нормальной эксплуатации всего помещения и требует дополнительного расхода материала на подвески. В большепролетных общественных и промышленных зданиях освобождаются от затяжки путем передачи распора на жесткие опоры в виде поперечных рам (рис. 164,6), пилонов (рис. 164, в), трибун (рис. 164, г) или непосредственно фундаментов (рис. 164,<3). Во избежание чрезмерного смещения фундамента в слабых грунтах подпольная затяжка может устраиваться при значительных распорных усилиях (см. рис. 164,5).

При проектировании сплошных арок их шаг вдоль здания рекомендуется принимать 6—12 м, а при сквозных арках—12—24 м. При шаге 6 м покрытие проектируют беспрогонным с укладкой плит непосредственно на верхний пояс арки. При шаге 12—24 м в качестве прогонов используют решетчатые фермочки, устанавливаемые с шагом 6 м, а плиты укладывают по ним или по Дополнительным прогонам, идущим с шагом 3 м по фермочкам-прогонам (рис. 165).

Компоновка стропильного перекрытия по аркам аналогична компоновке рамного стропильного перекрытия. Отличительная особенность арочного перекрытия — необходимость устройства вертикальных продольных связей между арками с шагом не более 12 м, обеспечивающих устойчивость нижнего сжатого пояса при наличии горизонтальных связей по верхним поясам. Связи по верхним поясам следует доводить до опор.

При пролетах более 60 м отдельные плоские арки объединяют попарно в блок шириной 3—6 м, а расстояние между блоками принимают 18—24 м. Общая устойчивость такого покрытия цовышается путем постановки дополнительных горизонтальных связей между блоками в плоскости верхних поясов по коньку покрытия. В этом случае в систему связей включают верхние пояса ферм-прогонов. Высота ферм-прогонов в арочных покрытиях с учетом защемления может быть '/is—'/го их пролета.

9.2. КОНСТРУИРОВАНИЕ AP0K

Конструирование узлов арок ничем не отличается о конструирования узлов рам. Подобно рамам наибол" сложны в ^рках опорные и ключевые шарниры. Вблиз этих узлов сквозные арки, как правило, из конструкти ных соображений переходят в сплошное сечение, что, отличие от рамных конструкций, определяет одинак"' вость шарнирных узлов сплошных и сквозных арок.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒