12. Посуда, из которой не едят

Обычай декорировать дом посудой уходит корнями в далекое прошлое. Причем в разных культурах, как на Западе, так и на Востоке, он был одинаково популярен. Например, в Китае посуде, ее рисунку, размещению в доме и церемонии подачи на стол отводилась очень важная роль. А в кухнях и столовых Прованса, домах Голландии и английских коттеджах специально подобранная посуда хранилась на навесных полках и в застекленных шкафах, правда, назывались они по-разному. Так во Франции специальные посудные шкафы назывались дрессуары, а в России - буфеты и горки.

Они могли конструктивно отличаться, а могли иметь много общих черт. Но роднило их то, что посуда, выставленная на полках, не была предназначена для повседневного использования. В лучшем случае, ее использовали в праздники, а чаще всего эта дорогая и красивая посуда служила украшением столовой, гостиной или кухни, являясь своеобразной гордостью хозяев дома и даже подтверждением социального статуса семьи.

Ведь от того, насколько дорогую посуду могла себе позволить семья, определялось и ее материальное положение, и, соответственно, уважение соседей. Не зря в русском языке с давних пор бытует выражение «едят на золоте и серебре». Но возникло оно, видимо, тогда, когда на Руси еще не знали фарфора, потому что эта экзотика, привезенная с первыми морскими экспедициями на Восток, ценилась в средневековой Европе дороже золота.

Иметь фарфор мог позволить себе не каждый французский аристократ. А если же он приобретал фарфоровый сервиз, то хранил его на видном месте в столовой или в застекленном шкафу, дверцы которого для верности еще и оснащались бронзовой решеткой.

С тех пор и используются такие «стилизованные» посудные шкафы. Популярны они и в современных интерьерах. А посуда, хранящаяся в них, подбирается по колориту и стилю к обстановке столовой, потому что ее основная роль - не служить атрибутом обеденного стола, а украшать собой комнату. Представьте себе, как гармонично будет дополнять интерьер бледно-зеленая посуда за стеклом буфета в классической столовой!

Европейские мореплаватели везли на родину и китайские фарфоровые бочонки с крышками, которые использовались в Китае хранения всевозможных сыпучих продуктов или сушеных трав. А теперь такой в прошлом утилитарный фарфоровый предмет является антикварным раритетом и может быть использован в современном интерьере как восточная экзотика.

То, что для китайцев было бытовой утварью, европейцы использовали как дорогое украшение своих домов. Китайские фарфоровые тарелки с подставкой ставились на буфетные полки или комоды. И теперь такой способ установки декоративного фарфора встречается очень часто.

Позже в Европе появились и вскоре стали очень популярными китайские расписные вазы. Они устанавливались на специальном деревянном постаменте и стоили целое состояние. Традиционная китайская роспись мало изменилась за многие столетия: тончайшие линии, полупрозрачный рисунок бледных пастельных тонов, изображающий пейзажи, животных и птиц, растения или тонкие ажурные узоры сложного орнамента.

Декоративный китайский фарфор до сих пор ценится за тонкость и четкость рисунка, лаконичность формы. С тех пор, как европейцы, пытаясь воспроизвести китайский фарфор, создали фаянс, а затем раскрыли и сам секрет производства фарфора, посуда, в том числе и декоративная, стала одним из самых распространенных украшений интерьеров даже в небогатых домах разных стран. Причем национальное своеобразие просматривалось в колорите, орнаменте и рисунке. Например, для датских настенных тарелок характерны изображения собак, сцен охоты или деревенских пейзажей. На стену их лучше повесить сразу несколько, причем можно разного размера. Однако гармония в их сочетании между собой все-таки должна соблюдаться.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒