Из хрусталя делаются и изящные парфюмерные флаконы, и наборы для ванных комнат. Но где бы в доме ни использовался хрусталь

- всюду он привносит в интерьер настроение праздника.

43. Хрупкое изящество стекла

В современных интерьерах стекло используется все более широко. Из него делают дверные вставки и двери целиком, столешницы и полки, витражи и зеркала, прозрачные лестницы и ванны-аквариумы. Реализуя свои самые смелые фантазии, человек уже создал из стекла пол, под которым летают птицы, дома-кристаллы, зеркальные небоскребы и дворцы, похожие на гигантские парники. Не говоря уже о стеклянных «мелочах быта»:    замысловатых плафонах светильников, посуде и декоративных аксессуарах. Прозрачное и матовое, пластичное или с блеском острых граней, стекло используется в доме в разных проявлениях - изделия из него одновременно и функциональны и красивы. Конечно, можно представить себе дом без стеклянных деталей (за исключением окон), но это будет достаточно скучный дом.

Изменяя свой облик, стекло вписывается в любой интерьер: от антикварного до хай-тека. И если первый использует его преимущественно в качестве декоративных деталей высокой художественной и исторической ценности, то второй - чаще в качестве элементов мебели или деталей обстановки:    стеклянные двери, лестничные перила, межкомнатные перегородки, «призрачная» мебель и т. д. Но, все-таки чаще всего стекло украшает интерьер именно в виде декоративных аксессуаров, это характерно для большинства стилей: вазы разнообразных форм и размеров, бокалы, графины и кувшины, подсвечники, пресс-папье и пепельницы. Стекло может даже имитировать букеты, в которых тончайшие листья-лепестки создают солнечные блики. Глядя на них, вы как будто слышите тихий мелодичный звон.

Самое известное и первое в истории производство стекла возникло в Венеции, куда образцы сирийского и византийского стекла были привезены еще крестоносцами. В 1291 году стеклодувные мастерские перенесли на один из северных островов лагуны - Мурано, чтобы обезопасить Венецию от частых на таких фабриках пожаров. Однако главной причиной изоляции было все же желание сохранить в тайне рецепт производства стекла. Каждому, кто выдаст его чужеземцам, грозила смертная казнь.

В период Ренессанса, утонченная роскошь быта венецианской аристократии вызвала бурное развитие новых технологий и создание прекрасных произведений мастеров-стеклодувов. Появилось молочнобелое стекло, из которого делались тяжелые чаши и дорожные фляги. Оно украшалось медальонами с цветной эмалью. В это время создается стеклянная мозаика и стекло, подражающее по цвету и фактуре нефриту, сердолику, малахиту. В тончайшее, прозрачное стекло вводятся золотые нити, цветное стекло комбинируется с бесцветным, в толще прозрачного стекла возникают фантастические фигуры и цветы, перетекающие вновь в прозрачное стекло. Кажется, не было ничего недоступного венецианцам, настолько было высоко их мастерство, так близка и понятна была им природа стекла.

До сих пор стекло из Венеции ценится в мире за изящество, тончайшую работу и высокий художественный вкус мастеров. Например, люстра из муранского стекла с лампами-свечами, окутана как тончайшим кружевом прозрачными стеклянными завитками. Ее подвески, как капли чистейшей росы, сочетаются с пурпурным стеклом, напоминающим замороженные ягоды.

А вот пресс-папье в виде черепахи с радужным акварельным рисунком. Эти фантастические цветы на черепашьей спине поражают четкостью и многоцветьем красок. Невольно вспоминается картинка из детского калейдоскопа, завораживающая своими неповторимыми и яркими узорами.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒