Клеи применяются также для изготовления слоистых конструкций путем склеивания тонких листов металла необходимой геометрической формы, что обеспечивает нормальное распределение напряжений и малую скорость распространения трещин в изделии.

Весьма эффективны комбинированные — клеесварные, клее-заклепочные и клеерезьбовые соединения. В ряде случаев комбинированные соединения обеспечивают высокие усталостные характеристики конструкций и являются весьма экономичными [61].

Авиационная техника широко использует различные клеи для склеивания элементов конструкций из стеклотекстолитов, органических и силикатных стекол, для крепления к металлу и дереву теплоизоляционных, декоративно-отделочных материалов, резины, пластмасс и многих других материалов [48, 51].

Очень перспективно применение в самолетостроении композиционных материалов, преимущественно угле- и боропластиков с эпоксидным связующим в клееных конструкциях, повышающих прочность и снижающих массу изделий [62].

В качестве конструкционных клеев в авиационной технике применяются преимущественно пленочные, а также жидкие клеи на основе модифицированных эпоксидных и фенолокаучуковых полимеров.

Для склеивания конструкций из неметаллических материалов и приклеивания их к металлам обычно используются эпоксидные, полиуретановые и резиновые клеи.

В качестве примера использования клеевых соединений в отечественной авиационной промышленности можно привести применение клея ВК-3 в производстве лопастей вертолетов [63]. Применение сотового заполнителя в хвостовой части лопасти вертолета позволило создать наиболее рациональную конструкцию,- сочетающую малую массу и высокую усталостную прочность каркаса.

Весьма эффективным оказалось применение сотового заполнителя, не содержащего дренаж-отверстий, однако клей при этом должен содержать минимальное количество летучих. Для этой цели используют, например, клей ВК-24 (содержание летучих не более 2 %).

Клеесварные соединения были впервые разработаны и применены в СССР в производстве самолетов типа АН-24 и ЯК-40 [64]. Получили распространение два основных технологических варианта изготовления клеесварных соединений: точечная сварка по предварительно нанесенному на сопрягаемые поверхности деталей слою жидкого клея и обычная точечная сварка с последующим введением клея капиллярным методом в зазор между сваренными элементами. В зависимости от свойств клеевой композиции, а также от конструктивных особенностей изготовляемого изделия применяют первый или второй вариант. Точечная сварка по клею более эффективна и снижает возможность возникновения непроклеев в комбинированном соединении. Для клеесварных соединений используются клеи ВК-1МС, К-4С и КЛН-1.

За рубежом клеи широко используются в авиационной промышленности для соединения авиационных силовых и несиловых конструкций [65]. Большое распространение получили сотовые конструкции.

Большое применение находят клеи и в ракетной технике [66]; В настоящее время нет ни одной ракеты, ни одного космического летательного аппарата, где бы не использовались клеевые соединения. Клеи выдерживают очень высокие температуры и глубокое охлаждение, сохраняя, достаточную прочность.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒