Следует упомянуть также о применении клеев в сантехнике. Для склеивания пластмассовых трубопроводов применяется обычно перхлорвиниловый клей. Интересна замена склеиванием эпоксидными клеями резьбовых соединений стальных трубопроводов горячего и холодного водоснабжения. Такие соединения весьма экономичны, требуют меньше трудозатрат, характеризуются высокой долговечностью. Эпоксидные клеи применяются также для монтажа раковин и других сантехнических изделий, а клеи на основе термопластов и каучуков — для монтажа электроустановочных изделий.

ПРИМЕНЕНИЕ КЛЕЕВ В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

К клеям, применяемым в автомобилестроении, предъявляются следующие требования [98]: они должны легко наноситься каким-либо механизированным способом, приспособленным к режиму конвейера; иметь низкую стоимость; длительно работать при воздействии ударных нагрузок и вибрации, а в некоторых случаях при длительном воздействии ультрафиолетовых лучей; совмещаться с другими неметаллическими материалами (красками, резиной, пластмассами и др.); в некоторых случаях склеивать слегка загрязненные или промасленные поверхности.

В настоящее время в автомобилестроении применяется широкий ассортимент клеев как для склеивания металлов, так и для приклеивания различных облицовочных материалов к элементам кузова.

Клеи для металлов применяют главным образом для склеивания неотделанных еще деталей кузова, причем могут применяться как чисто клеевые, так и клеесварные соединения. Чисто клеевые соединения металлов применяют при соединении наружных облицовочных листов с усилительными элементами, например при приклеивании дуг капота двигателя и крышки багажника, склеивании подкосов жесткости в области дверей, крыши, боковых частей и др. Условия эксплуатации клеевого соединения в этих элементах весьма благоприятны, поскольку возникают напряжения только на срез и на растяжение.

Клеи для металлов применяют также при склеивании стыкового шва с отбортовкой кромок. В этих случаях^наиболее рациональным является клеесварное соединение. Клей наносят шприц-пистолетом в кромку перегнутого листа.

Сравнительно недавно в автомобилестроении начали применять клееную крышу, изготовленную соединением двух листов металлов. Применение такой крыши позволяет избавиться от усилительных дуг, которые затрудняют монтаж внутри салона, и сделать салон более комфортабельным.

Наиболее предпочтительным клеем для соединения металлов в автомобилестроении являются поливинилхлоридные пласти-зольные клеи [99]. Они высокоэластичны, имеют хорошие тик-сотропные свойства, слой клея может иметь толщину до 8 мм. Этими клеями можно склеивать замасленные поверхности; прочность клеевых соединений при срезе достигает 15 МПа. Клеи отверждаются при температуре от 140 до 180 °С, способны работать в интервале температур от —40 °С до 120 °С и кратковременно до 230 °С. Примерами поливинилхлоридных пластизольных клеев являются отечественный клей ИПК-КС-2П

[100] и зарубежный клей Терокал 3281-547 (фирмы «Teroson»).

Кроме пластизольных клеев для соединения усилительных дуг с капотом двигателя, крышкой багажника, дверями и т. п. могут применяться клеи на основе синтетических каучуков с высоким содержанием твердых веществ, а при склеивании стыковых швов с отбортовкой кромок — однокомпонентные эпоксидные клеи. Примером такого эпоксидного клея является клей Cimedine 1350, выпускаемый фирмой «Cimedine» (Япония)


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒