[101]. Он имеет хорошую адгезию к неокрашенным и окрашенным поверхностям, отверждается при 170—180 °С за 15—30 мин при прохождении через электростатическую краскосушильную печь; прочность клеевых соединений составляет до 60 МПа.

Широкое применение нашли модифицированные фенольные клеи для приклеивания тормозных накладок к тормозным колодкам. Отверждение их проводят при 155 °С и давлении 7 МПа в течение 12 мин в прессе, окончательное отверждение проводят— при 150 °С в течение 11 ч [101, 102].

Ведутся работы по использованию клеев для соединения отдельных элементов двигателя внутреннего сгорания и изготовления головок блоков цилиндров вместо производства цель-ной конструкции методом литья. Такие клеи должны иметь высокие прочность (прочность при сдвиге должна быть более 40 МПа) и теплостойкость (260 °С). Предъявляемым требованиям удовлетворяет эпоксидный клей ЕС-2258. Применение такого метода изготовления деталей позволяет уменьшить массу конструкции и обеспечить экономию за счет снижения трудоемкости работ [103, 104].

При установке ветровых и задних стекол в США в настоящее время используют предварительно формованную ленту на основе бутилкаучука, имеющую постоянное поперечное сечение, сохраняющую липкость в течение длительного времени и прилипающую и к окантовке, и к стеклу. Опрессовку проводят под давлением 0,27 МПа в течение 30 с [105].

Широко применяются клеи при внутренней отделке автомобиля — для приклеивания резиновых уплотнителей и прокладок, а также для приклеивания различных изолирующих материалов. Эти клеи должны длительно сохранять липкость на случай продолжительного отрезка времени между операциями нанесения клея и склеивания и быстро схватываться после соединения склеиваемых поверхностей. Клеевое соединение должно быть стойким к воздействию влаги и температуры до 90 °С. Для этих целей применяют клеи на основе различных типов каучуков, особенно хлоропренового и нитрильного в виде растворов в органических растворителях. Чаще всего в качестве растворителя используют бензин.

Материалы с нанесенным ворсом, применяемые в качестве ковриков, крепят чаще всего с помощью полиуретановых или акриловых клеев.

Широкое распространение в автомобилестроении получили липкие ленты. Их используют при окраске кузова для защиты отверстий и резьб от попадания краски, для временного крепления деталей во время сборки автомобиля, при упаковке и консервации деталей [105]

В последнее время в автомобилестроении начинают применяться так называемые анаэробные составы. В СССР их выпускают под марками Анатерм и Унигерм, в США и других странах под марками Локтайт. Эти материалы используют при сборке автомобильных двигателей (для контровки болтов и шпилек, уплотнения различных разъемов, установки подшипников), для соединения деталей двигателя и трансмиссии автомобиля, при сборке роликоподшипников задней оси автомобиля,

Таблица V. 1

Основные технологические характеристики анаэробных составов Анатерм

Показатели

125р

Внешний вид Вязка;

Вязкость по Хепплеру, при 20° С, сП 125±20

125ц ЖИДКОСТ!

и мех 125±20

Марки 6В з без пост анических

6000±900

25B оронних в примесей

25000± 3750

. 25В С ключений 25000 ± 3750

Жизнеспособность при 5—25°С, мес. 12 Полное время отверж

дения на алюминии, ч при 20° С 72 » 120° С 0,5 Разрушающее напряжение при сдвиге

72 0,5

72 0,5

72 0,5

72 0,5

СтЗОХГСА через 48 ч (для резьбовых соединений), МПа 8—10

4-5

8-10

8-10

3—4

для соединения крышки наружного кольца подшипника и его обоймы, для герметизации корпуса двигателя и для других целей [106]. Соединения, полученные с помощью анаэробных составов, хорошо выдерживают вибрации, возникающие при высоких скоростях. Применение анаэробных составов для фиксации подшипников распределителя позволило обеспечить 5-кратное повышение надежности по сравнению с соединением натягом. Анаэробные материалы весьма удобны для автоматизации производственных процессов и их можно использовать на конвейере. Показатели свойств анаэробных составов Анатерм различных марок приведены в табл. V. 1 [107].


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒