ПРИМЕНЕНИЕ КЛЕЕВ В СТАНКОСТРОЕНИИ

В станкостроении клеи применяются для склеивания зубчатых Колес, для соединения элементов гидростатических опор и передач с несущими поверхностями сложной формы и для других целей [108, 109]. К клеям, применяемым в станкостроении, предъявляются следующие требования: склеивание должно производиться без применения давления; должна обеспечиваться точность посадки одной детали относительно другой; должна иметься возможность заполнения зазоров, возникающих вследствие менее точной обработки охватываемой детали; в процессе отверждения не должно происходить усадки; клеевое соединение должно иметь высокую прочность.

Применение клеевых соединений упрощает технологию изготовления конструкций. Так, при изготовлении элементов гидростатических опор и передач и креплении их к несущим поверхностям сложной формы с высокой точностью обрабатывают только охватываемую деталь, а охватывающую деталь обрабатывают довольно грубо. Образующийся между ними зазор компенсируют за счет клея. Для этих целей рекомендуется применять эпоксидный клей, наполненный металлическим порошком, следующего состава: смола ЭД-20—100 масс, ч., пластификатор ЭТФ-10 — 20 масс, ч., полиэтиленполиамин — 18 масс. ч. и железный порошок— 100—150 масс. ч. Наиболее высокая точность посадки достигается при толщине слоя 1 мм, погрешность формы как в продольном, так и в поперечном направлениях не превышает 0,005 мм, усадка составляет 0,005—0,001 мм.

Весьма сложной и трудоемкой операцией в станкостроении является обработка канавок, необходимых для подачи смазки, на внутренних поверхностях гидростатических опор и передач. При изготовлении таких деталей склеиванием эта-задача решается сравнительно просто: на соответствующих поверхностях охватываемых деталей крепятся с помощью герметика марки У-1-18 антиадгезионные пленки, которые после отверждения герметика легко удаляются4

Для склеивания зубчатых колес применяют эпоксидный клей [109], состоящий из смолы ЭД-20 и отвердителя — продукта № 254, выполняющего одновременно и роль пластификатора. Особенностью изготовления клееных зубчатых колес является то, что зубчатый венед и ступица после склеивания не подвергаются никакой дополнительной механической обработке. Для обеспечения концентричного расположения зубчатого венца относительно ступицы и высокой прочности клеевого соединения толщина слоя клея должна составлять 20—35 мкм. Склеивание проводят по режиму: скорость назревания детали не выше 1,7°С/мин до 155±5°С, выдержка при этой температуре 60 мин, скорость охлаждения 0,3—0,4°С/мин до 100°С и последующее охлаждение на воздухе.

В станкостроении широко применяются винтовые пары (ходовой винт — гайка). При изготовлении винтов в процессе термообработки происходят некоторое их коробление и деформация в продольном направлении. Для уменьшения деформации винтов и снижения трудоемкости изготовления после термообработки отдельных частей склеивают резьбовую часть с хвостовиками. Для соединения используют эпоксидный клей следующего состава: смола ЭД-20— 100 масс, ч., тиокол жидкий марки НВБ-2 — 30 масс, ч., полиамид JI-20—60 масс. ч. Осевое усилие до 30 кН не разрушает такое клеевое соединение [110]


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒