Архитектор — как и врач — имеет ценность только в том случае, если он не зависит от посторонних.

Архитектора тоже нужно выбирать. Не менее придирчиво, чем строителей. Если проводить аналогию между строительством и медициной, то архитектор — это врач, а строители — всего лишь медсестры. Тому, кто считает участие архитектора излишним, можно лишь посоветовать записаться на прием к медсестре. Зная законы построения жилья, архитектор может и должен воплотить ваши архитектурные и конструктивные замыслы (если они есть), учесть многие факторы и определить приоритеты, привязать желаемое к вашим финансовым возможностям. Архитектор — это одновременно технолог и художник, который воплощает ваши представления об идеальном доме. Вы должны понимать его, а он — вас. Найдите архитектора, которому сможете доверять.

Архитекторы бывают как частнопрактикующими, так и примкнувшими к какому-нибудь коллективу. Существуют фирмы, которые специ ализируются только на архитектуре, проектировании и дизайне. Однако, наряду с ними, проектной деятельностью занимаются и многие строительные компании.

В этом случае они должны иметь лицензию именно на этот вид деятельности — проектирование (будьте бдительны). Кроме того, нет никакого секрета в том, что проектанты строительных фирм — люди почти всегда предвзятые. Их работа может состоять не только в создании проекта вашего дома, но и в увеличении объемов и стоимости работ для своей фирмы. При выполнении проекта в строительной фирме получается, что она сама себе ставит задачу. Нет ничего удивительного, если она поставит себе такую задачу, которую затем ей самой будет легко и выгодно решать.

В этом смысле предпочтительнее заказывать проект в архитектурном бюро или проектной мастерской: их сотрудники могут непредвзято работать над вашим замыслом, и вы наверняка получите более экономичный проект — при прочих равных условиях с его заказом в строительной компании. Кроме того, проект из бюро или мастерской наверняка окажется интереснее в художественном смысле: уровень их сотрудников (по крайней мере в среднем) выше, чем их коллег в строительных фирмах — благодаря более узкой и глубокой профессиональной специализации. Понятно, что в строительных компаниях проектирование является дополнительной (и весьма недорогой) услугой и поэтому просто не в состоянии привлечь исполнителей высокого класса.

Хуже дешевого — только бесплатное

Зачастую строительная компания, берущаяся изготовить проект, обещает вернуть заказчику часть его стоимости. Но не наличными, а услугами. То есть впоследствии заказчик как бы должен будет меньше заплатить по смете — за материалы и производимые работы. Некоторые компании доходят до того, что сулят сделать проект бесплатно. Это явно не способствует достижению высокого качества проектирования (а вы думаете, откуда за последнее десятилетие появились десятки тысяч удручающих домов?).

Кроме того, бесплатный проект на самом деле далеко не бесплатен (если это не дважды-трижды-четырежды съеденное варенье). Прос то в ходе ценовых игр компания переписывает цифры из одной строки в другую. Из строки «проект» — в строку «работы» или «материалы». Разумеется, вы этого не видите, но разве от этого что-то меняется? Такой метод копирует рекламу типа «каждому купившему нечто — подарок». А ведь это самое «нечто» может включать в себя стоимость подарка. Дать в нагрузку и взять денег. Но одно дело, когда речь идет о каком-нибудь обывательском товаре за сто рублей, и совсем другое дело — если люди намереваются получить заказ на несколько десятков или даже сотен тысяч долларов. Мы полагаем, что в этом случае поядобные шитые белыми нитками игры с заказчиком унизительны и неуместны.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒