Рассматриваемый метод предназначен для определения разрушающего напряжения при сдвиге клеевых соединений металлических листов. При выборе стандартного метода испытания на сдвиг прежде всего необходимо установить целесообразную схему нагру-жения: растяжение, сжатие, кручение или изгиб.


Испытания на сдвиг при кручении обеспечивают, при соответствующей форме образцов, наиболее «чистый» сдвиг. Однако изготовить образцы для таких испытаний довольно сложно, а метод для широкого применения мало удобен. Методы испытания на сдвиг при изгибе также нецелесообразно применять в качестве-стандартных: касательные напряжения при поперечном изгибе распределяются неравномерно и расчет напряжений при больших прогибах сложен.


Испытания на сдвиг при сжатии удобны для клеевых соединений металлов больших толщин. При испытании таких материалов на растяжение потребовалось бы устанавливать выравнивающие •прокладки для уменьшения эксцентриситета и обеспечения параллельности растягивающих усилий в плоскости клеевого шва. Клеевые соединения тонких металлических листов лучше испытывать на растяжение, так как при сжатии могут возникать явления продольного изгиба. В связи с тем, что соединения тонких метал-.лических листов являются наиболее распространенными, в качестве стандартной схемы нагружения при сдвиге выбрано растяжение.


Образец для испытаний представляет собой две полосы из листового металла, склеенные внахлестку. Допуски на ширину и длину каждой половинки образца регламентируются, однако для удобства закладки и фиксации образцов в приспособлении для склеивания их размеры следует выдерживать в более жестких пределах: —0,2 мм по ширине и ±0,15 мм по длине положения на испытательной машине таким образом, чтобы расстояние между зажимами машины составляло 50±2 мм, а нахлестка образца располагалась симметрично по отношению к обоим зажимам. Продольная ось образца при испытании должна совпадать с направлением растягивающего усилия. Испытания следует проводить при скорости движения нагружающего зажима машины 10 мм/мин (допустимо увеличение скорости до 20 мм/мин). Нагружение производится до разрушения образца, причем фиксируется наибольшая нагрузка. Для каждого варианта склеивания испытывается не менее 5 образцов.