Накладные расходы учитывают часть затрат, возмещаемых подрядным организациям, для создания общих условий строительного производства, его организации, управления и обслуживания.

Нормы накладных расходов и рекомендации по их применению в условиях развивающихся рыночных отношений, сложившихся в Российской Федерации, приведены в МДС 81 - 33. 2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве».

Положения, приведенные в Методических указаниях, рекомендуются для использования предприятиями и организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений всех отраслей экономики с привлечением средств государственного бюджета всех уровней, государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.

Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от сметных затрат на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат.

Накладные расходы в бухгалтерском учете строительных организаций ведутся в соответствии с принципами, установленными бухгалтерским стандартом учета затрат и доходов, связанных со строительством.

Учет затрат по накладным расходам осуществляется на основе первичной учетной документации (платежные требования, накладные, выписки банков, расчетные ведомости, наряды, акты, авансовые расчеты и т.п.), оформленной в порядке, установленном соответствующими нормативными актами.

Таблица 3.3

Укрупненные нормативы накладных расходов но основным видам строительства

Виды строительства

Размер накладных расходов от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, %

Область применения

Промышленное

106

Объекты производственного назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме объектов энергетического и сельскохозяйственного строительства

Жил ищно-гражданское

112

Объекты жилищно-гражданского назначения для всех отраслей

I Сельскохозяйственное 1 ^

115

Объекты сельского хозяйства производственного назначения, за исключением водохозяйственного строительства

Транспортное

110

Объекты железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта

Водохозяйственное

106

Объекты мелиорации, включая сельхозводоснабжение

Энергетическое

108

ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие объекты

Атомные

Электростанции

125

Объекты с ядерными реакторами, включая атомные электростанции

1 Прочие отрасли

100

Капитальный ремонт жилых и общественных зданий

95

Работы по реставрации памятников .истории и культуры

110

Примечание, В связи с установлением с 01.01.2005 ставки единого социального налога (ЕСН) 26 % к нормативам накладных расходов следует применять коэффициент 0,94 за исключением организаций, использующих упрощенную систему налогообложения (письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 31.01.2005 № ЮТ-260/06).

Показываются накладные расходы в журнале-ордере № 10-с по счету 26 «Общехозяйственные (накладные) расходы» раздельно по накладным расходам, относящимся к основному производству, и по расходам, относящимся к вспомогательным производствам.

Накладные расходы, связанные с содержанием непроизводственной сферы, учитываются непосредственно на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»,

В строительных организациях накладные расходы основного производства ежемесячно, пропорционально прямым затратам, относят:

• к затратам на производство строительных работ, они отражаются на счете 20 «Основное производство»;

• затратам, учитываемым на счете 30 «Некапитальные работы» (кроме затрат по возведению временных не титульных зданий и сооружений).

При определении стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса следует использовать систему норм накладных расходов в соответствии с функциональным назначением идаовнем их применения:

• укрупненные нормативы по основным видам строительства. Определены на основе анализа данных государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию строительной продукции в целом по строительной отрасли, имеют усредненные показатели (табл. 3.3). Могут использоваться инвесторами (заказчиками) при составлении инвесторских смет, ТЭО, при подготовке документации для подрядных торгов;

• нормативы по видам строительных и монтажных работ. Разработаны на основе анализа данных государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию строительной продукции по специализированным организациям-пред-ставителям с учетом прямых затрат в сметной стоимости строительных работ в сметно-нормативной базе 2001 г. (табл. 3.4). Могут использоваться проектными организациями при разработке сметной документации по рабочей документации, подрядными организациями при составлении ценового предложения (оферты) на конкурсные торги, подрядными и субподрядными организациями при расчетах за выполненные работы;

• индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации. Учитывают реальные условия конкретного строительства. Определяются на основе расчетных затрат, необходимых для управления, организации и обслуживания процесса производства строительных работ. Расчет индивидуальных норм накладных расходов целесообразно осуществлять методом постатейного калькулирования. Калькулирование предусматривает расчет массы накладных расходов для конкретных подрядных организаций расчетно-аналитическим методом по статьям затрат с отнесением ее к фонду оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.

Необходимо сделать несколько уточнений по нормативам накладных расходов и сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ.

При определении сметной стоимости ремонтных работ в жилых и общественных зданиях, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве (в том числе возведение новых конструктивных элементов в ремонтируемом здании), с использованием сборников ТЕР-2001 (ФЕР -2001) нормативы накладных расходов следует применять с коэффициентом 0,9. Указанный коэффициент не применяется при определении стоимости работ по капитальному ремонту наружных инженерных сетей, улиц и дорог общегородского, районного и местного значения, мостов и путепроводов.

При реконструкции объектов метрополитена, а также мостов, путепроводов, искусственных сооружений, относящихся к категории сложных, к нормативам накладных расходов применяется коэффициент 1,2.

При выполнении работ по капитальному ремонту оборудования (ГЭСНмр-2001-41) в жилых и общественных зданиях норматив накладных расходов принимается с коэффициентом 0,9=

При выполнении пусконаладочных работ по отраслевому технологическому оборудованию норма накладных расходов принимается в размере 65 % от фонда оплаты труда пусконаладочного персонала.

При реконструкции и капитальном ремонте действующих атомных электростанций и других объектов с ядерными реакторами к нормативам накладных расходов применяется коэффициент 1,2.

При определении сметной стоимости ремонтных работ, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве (в том числе возведение новых конструктивных элементов в ремонтируемом здании), с использованием сборников ТЕР -2001 (ФЕР -001) нормативы сметной прибыли следует применять с коэффициентом 0,85.

Для организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, нормативы сметной прибыли применяются с коэффициентом 0,9.

Норматив сметной прибыли приведен в соответствии с приложением 1 к письму Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 18.11.2004 № АП-5536/06.

В связи с установлением с 01.01.2005 ставки единого социального налога (ЕСН) 26 % к нормативам накладных расходов следует применять коэффициент 0,94 за исключением организаций, использующих упрощенную систему налогообложения (письмо

Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 31.01.2005 № ЮТ-260/06).

Постатейное калькулирование затрат при расчете индивидуальной нормы накладных расходов следует осуществлять:

• по нормируемым статьям затрат на основе действующих законодательных и нормативных документов, регламентирующих их величину;

• ненормируемым статьям затрат в соответствии с данными бухгалтерского учета подрядных организаций.

При расчете индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться накладные (цеховые) расходы подсобных, вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств, находящихся на самостоятельном (отдельном) балансе или в составе подразделений подрядных организаций. Указанные расходы относятся на себестоимость продукции или услуги этих хозяйств.

При разработке индивидуальных норм накладных расходов необходимо учитывать, что в соответствии с положениями о взаимоотношениях организаций генерального подрядчика с субподрядчиком, предусмотренных заключенным между ними договором на строительство, субподрядчик перечисляет за счет накладных расходов плату генподрядчику на покрытие следующих расходов:

• административно-хозяйственных, связанных с обеспечением технической документацией и координацией работ, приемкой и сдачей работ;

• по материально-техническому снабжению;

• обеспечению пожарно-сторожевой охраной;

• технике безопасности;

• временным (нетитульным) зданиям и сооружениям.

При этом сумму отчислений субподрядчик относит на указанные статьи накладных расходов, а генподрядчик соответственно уменьшает свои расходы по аналогичным статьям.

Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства и нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ могут корректироваться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по наклад-

1 ным расходам строительных организаций.

Норматив накладных расходов в сметах зависит от метода определения сметной стоимости строительно-монтажных работ и стадийности проектной документации.

При составлении сметной документации на строительство объектов, когда не известна субподрядная организация, выполняющая отдельные виды строительных работ, рекомендуется сметную стоимость таких работ определять с применением нормы накладных расходов для генеральной подрядной организации.

При расчетах генподрядчика с субподрядчиком за выполненные работы применяется норма накладных расходов субподрядчика.

Для определения стоимости строительных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или строительного подряда, величину накладных расходов рекомендуется рассчитывать на основе индивидуальной нормы путем калькулирования по статьям затрат, принимая для расчета только те статьи затрат и расходов, которые соответствуют фактическим условиям выполнения работ по бытовому или строительному подряду.

При определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные работы для индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, необходимо исключать из расчета индивидуальной нормы накладных расходов затраты, связанные с уплатой единого социального налога.

При использовании организациями в локальных сметах укрупненных нормативов накладных расходов по видам строительства или по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ к указанным нормативам применяется коэффициент 0,7,

Нормативы накладных расходов на работы по капитальному ремонту производственных зданий и сооружений, выполняемые подрядными организациями, принимаются в размерах, установленных для строительных работ.

При этом для определения сметной стоимости капитального ремонта объектов производственного назначения с использованием нормативов накладных расходов по видам строительных и монтажных работ понижающий коэффициент 0,9 не применяется.

Величина накладных расходов на строительные (ремонтно-строительные) работы, осуществляемые хозяйственным способом, определяется по индивидуальной норме.

При использовании в сметах нормативов накладных расходов по видам строительства или видам работ необходимо применять коэффициент 0,6.

Рис. 3.6. Структура затрат по статье «Накладные расходы»

При определении сметной стоимости материалов, полуфабрикатов, а также металлических и трубопроводных заготовок, изготовляемых в построечных условиях, накладные расходы начисляются по индивидуальной норме или в размере 66 % к фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов). Указанный порядок применяется и при расчетах за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком.

Структура статей затрат накладных расходов в строительной отрасли приведена на рис. 3.6.

Для экспертной оценки расходов по статьям накладных расходов можно использовать данные о среднеотраслевой структуре накладных расходов, приведенных в табл. 3.6 и 3.7. Эти данные носят справочный характер.

В приведенном в табл. 3.6 перечне накладных расходов не учтен раздел V «Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы». Эти затраты в сметной документации включаются в главу 8 «Временные здания и сооружения» и главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства. В бухгалтерской отчетности относятся на статью «Накладные расходы», К составу затрат по разделу V относятся:

• пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений;

• налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на единый социальный налог);

• затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком: средств транспорта (водного, воздушного, наземного); имущества гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности; гражданской ответственности перевозчиков; профессиональной ответствен-

Таблица 3.7

* Постатейная структура накладных расходов по элементам затрат

Наименование статей затрат накладных расходов

Удельный вес элементов затрат, %

оплата труда

АХП

оплата труда

рабочих

мате риалы

амор тизация

ЕСН

про чие

Среднеотраслевая поэлементная структура накладных расходов

25,99

4,99

17,12

6,82

39,58

5,51

ности; по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;

• отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены, в свободной (договорной) цене строительства;

• затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 км, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта. Дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;

• дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;

• затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;

• предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы;

• дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);

• расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцефалитным клещом и т.п.);

• затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;

• текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов), очисткой сточных вод и другими видами текущих природоохранных затрат;

• другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с действующими постановлениями и положениями.