Сводный сметный расчет стоимости строительства (ССР) предприятий, зданий, сооружений, их очередей является документом, определяющим сметный лимит средств в текущем уровне цен, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом, составляется и утверждается отдельно на производственное и непроизводственное строительство; Утвержденный в установленном порядке ССР служит основанием для открытия финансирования строительства. В него включаются отдельными строками итоги по всем объектным сметным расчетам (сметам) без сумм на покрытие лимитированных затрат, а также по сметным расчетам на отдельные виды затрат. Каждая позиция стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений в ССР должна иметь ссылку на номер указанных сметных документов.

Сметная стоимость каждого объекта, предусмотренного проектом, распределяется по графам, обозначающим сметную стоимость «строительных работ», «монтажных работ», «оборудования, мебели и инвентаря», «прочих затрат» и «общая сметная стоимость».

Выделяемые капитальные средства на производственное и жилищно-гражданское строительство в сводном сметном расчете распределяются по 12 главам (рис. 4.9).

Распределение объектов, работ и затрат внутри глав производится согласно сложившейся для соответствующей отрасли экономики номенклатуре сводного сметного расчета стоимости строительства.

При наличии нескольких видов законченных производств или комплексов, каждый из которых имеет несколько объектов, внутри главы может быть осуществлена группировка по разделам, наименование которых соответствует названию производств (комплексов) .

Для отдельных отраслей экономики, промышленности и видов строительства на основании нормативных документов по проектированию, утверждаемых министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти, наименование и номенклатура глав сводного сметного расчета могут быть изменены.

Для объектов капитального ремонта жилых домов, объектов коммунального и социально-культурного назначения в составе сводного сметного расчета средства рекомендуется распределять по девяти главам.

1. Подготовка площадок (территории) капитального ремонта.

2. Основные объекты.

3. Объекты подсобного и обслуживающего назначения.

4. Наружные сети и сооружения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и т.п.).

5. Благоустройство и озеленение территории.

6. Временные здания и сооружения.

1- Прочие работы и затраты.

8. Технический надзор.

9. Проектные и изыскательские работы, авторский надзор.

Сводный сметный расчет составляется в целом на строительство независимо от числа генеральных подрядных строительномонтажных организаций, участвующих в нем. Сметная стоимость работ и затрат, подлежащих осуществлению каждой гене р ал ьной подрядной организацией, оформляется в отдельную ведомость, составляемую применительно к форме сводного сметного расчета.

К сводному сметному расчету, предъявляемому на утверждение в составе проекта, прилагается пояснительная записка. В пояснительной записке приводятся:

• месторасположение строительства;

• перечень каталогов сметных нормативов, принятых для составления смет на строительство;

• наименование генеральной подрядной организации (в случае, если она известна);

• норматив накладных расходов (для конкретной подрядной организации или по видам строительства);

• норматив сметной прибыли;

• особенности определения сметной стоимости строительных работ для данной стройки;

• особенности определения сметной стоимости оборудования и его монтажа для данной стройки;

• особенности определения для данной стройки средств по главам 8-12 сводного сметного расчета;

• расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений (для жилищно-гражданского строительства);

• другие сведения о порядке определения стоимости, характерные для данной стройки, а также ссылки на соответствующие решения правительственных и других органов государственной власти по вопросам, связанным с ценообразованием и льготами для конкретного строительства.

В сводном сметном расчете стоимости строительства^ графах 4-8 приводятся следующие итоги:

• по каждой главе (при наличии в главе разделов - по каждому разделу);

• по сумме глав 1 - 7, 1--8, 1 - 9, 1 - 12;

• после начисления суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты - «Всего по сводному сметному расчету».

В сводном сметном расчете капитального ремонта приводятся итоговые данные:

• по каждой главе;

• сумме глав 1-5, 1 - 6, 1-7, 1 - 9;

• после начисления суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты - «Всего по сводному сметному расчету».

Каждая позиция сводного сметного расчета должна иметь ссылку на номер объектной, локальной сметы или расчет отдельных видов затрат.

Состав глав, структура построения и правила заполнения таблицы сводного сметного расчета для объектов производственного назначения приведены на рис. 4.9. Для учебных целей в графе 2

приведены ориентировочные стоимости в процентах отдельных глав от главы 2.

4.3.1. Порядок определения средств по главе 1 «Подготовка территории строительства»

В главу 1 «Подготовка территории строительства» включаются средства на работы и затраты, связанные с отводом и освоением застраиваемой территории. Размер средств должен учитывать также стоимость работ, необходимых для размещения на подготавливаемой территории временных зданий и сооружений. Стоимость работ, включаемая в главу 1, определяется на основе проектных объемов и действующих расценок. Виды работ и затрат, а также порядок определения размера отдельных видов затрат определены в МДС 81 -1.99 и приведены в табл. 4.1.

Оформление земельного участка и разбивочные работы. Средства на отвод земельного участка, предоставление и передачу в собственность или аренду, в том числе на покрытие затрат по выдаче архитектурно-планировочных заданий и красных линий застройки, исходных данных, технических условий на проектирование и проведение необходимых согласований по проектным решениям, определяются расчетом на основании конкретных данных по соответствующей стройке.

Средства на разбивку основных осей зданий и сооружений, перенос их в натуру и закрепление пунктами и знаками определяются на основании «Справочника базовых цен на инженерно-геодезические изыскания при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений», введенного в действие с 01.01.1999. Фрагмент справочника базовых цен приведен в приложении 4.

Средства на возмещение убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земель-ных участков. Порядок возмещения указанных убытков и потерь установлен «Правилами возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев' и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 262 в соответствии с Земельным кодексом РФ, введенным в действие 28.09.2001. В соответствии с указанными Правилами возмещаются:

. убытки, причиненные собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам, арендаторам изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земель;

• потери сельскохозяйственного производства, вызванные изъятием или ограничением использования, ухудшением качества сельскохозяйственных угодий.

При изъятии и предоставлении земель для несельскохозяйственных нужд размеры убытков (землевладельцев, землепользователей и арендаторов) и потерь устанавливаются в составе проекта территориального землеустройства (землеустроительного дела) на стадии предварительного согласования места размещения объекта и уточняются на стадии изъятия и предоставления земельных участков.

Проект территориального землеустройства в виде проекта границ земельного участка для строительства несельскохозяйственного объекта включает в себя следующие разделы:

• размещение земельного участка и объектов строительства;

• площадь земельного участка, состав предоставляемых и включаемых в санитарную (охранную) или защитную зону земельных угодий и их кадастровая оценка;

• площадь, состав и кадастровая оценка угодий, предназначенных для размещения объектов, выносимых с отводимых земель или с земель санитарной (охранной) или защитной зоны;

• условия и сроки восстановления нарушенного производства;

• условия и сроки снятия, хранения (консервации) и использования нарушаемого плодородного слоя почвы;

• условия и сроки рекультивации земель;

• размер убытков, включая упущенную выгоду;

• размер потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства;

• размер цены выкупа земельного участка;

• размер земельного налога с предоставляемых земель до изъятия и предполагаемый размер земельного налога после их изъятия;

• условия и сроки изъятия, занятия и использования предоставляемых земель, включая технические условия подключения планируемого объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

При выборе земельных участков под объекты несельскохозяйственного назначения в землеустроительном проекте рассматриваются варианты их размещения с учетом размера земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Лучший вариант выбирается на основании сравнения технико-экономических показателей. При этом учитываются экологические, социальные и другие последствия размещения образуемого землепользования и перспективы использования данной территории. В выборе варианта принимают участие предприятия, организации и учреждения, которым отводятся изымаемые земельные участки.

При расчетах размеров возмещения убытков применяются действующие на момент изъятия земельных участков или на момент составления акта цены на оборудование и материалы, а также расценки на строительно-монтажные и другие работы.

При временном (до трех лет) изъятии земельных участков (например, для размещения временных зданий и сооружений, используемых при строительстве) убытки и потери возмещаются при предоставлении земель в пользование и уточняются после освобождения этих участков. Уточненные размеры убытков и потерь отражаются в актах, составляемых при приемке участка по истечении срока временного пользования, по нормативам и ценам, действующим на момент составления акта.

Расчеты убытков и потерь во всех случаях согласовываются с заинтересованными сторонами и оформляются актами, которые регистрируются местной администрацией. Споры о размерах возмещения убытков и потерь разрешаются судом (Высшим Арбитражным Судом) в соответствии с их компетенцией или третейским судом.

Размер убытков определяется стоимостью утраченного или поврежденного имущества, снижением товарности продукции землепользователя, стоимостью незавершенного производства, другими причинами, а также недополученными доходами в виде упущенной выгоды.

Порядок возмещения убытков. Убытки, причиненные изъятием или временным занятием земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной и частной собственности, а также ограничением прав пользователей земли (кроме случаев уста новления охранных зон или округов санитарнои охраны вокруг земель природоохранного, природно-заповедного и оздоровительного назначения) или ухудшением качества их земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, подлежат возмещению в полном объеме (включая упущенную выгоду в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства) пользователям земли, понесшим эти убытки. При выкупе или продаже земельных участков убытки собственников земельных участков, включая упущенную выгоду, учитываются в стоимости (цене) выкупаемого или продаваемого участка.

Возмещению подлежат:

• стоимость жилых зданий, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооружений или затраты по их переносу на новое место;

• восстановительная стоимость плодово-ягодных, защитных и иных многолетних насаждений;

• убытки (затраты), вызываемые возникающими неудобствами землевладения и землепользования;

• убытки (затраты), необходимые для восстановления ухудшенного качества земель;

• убытки (затраты), связанные с ограничением прав пользователя земли;

• упущенная выгода;

• затраты, связанные с определением убытков, потерь, в том числе на почвенные, агрохимические и другие обследования;

• затраты, связанные с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами;

• стоимость неотделимых улучшений качества земель, если эти улучшения осуществлены за счет пользователя изымаемого участка;

• затраты на переработку или внесение изменений в ранее разработанную проектно-сметную документацию.

Оценка жилых домов, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооружений, расположенных на изымаемом или временно занимаемом земельном участке, а также находящихся за пределами этого участка, если дальнейшее их использование окажется невозможным, производится по сметной стоимости строительства новых зданий, объектов и сооружений, равных имеющимся по полезной площади, вместимости, емкости и уровню механизации (по типовым проектам).

Предприятия, учреждения и организации, которым отведены изымаемые земельные участки, по согласованию с заинтересованными пользователями земли вместо возмещения стоимости расположенных на этих участках зданий, объектов и сооружений могут осуществлять своими силами и средствами (а также силами привлекаемых организаций) перенос их на новое место либо стро ительство новых зданий и сооружений. В случае если при строительстве новых зданий, объектов и сооружений предусматриваются их модернизация или расширение, то дополнительные затраты на это оплачиваются пользователем земли, для которого ведется строительство.

Стоимость мелиоративных объектов, построенных за счет бюджетных средств до 01.01.1992 и не переданных в собственность юридических лиц, на землях которых они расположены, при изъятии или временном занятии земельных участков возмещается новыми пользователями земли или администрациям, на территории которых расположены эти объекты, по действующим на момент изъятия земель расценкам на мелиоративное строительство. Стоимость указанных объектов, построенных после 01.01.1992 за счет бюджетных средств, возмещается соответствующим местным органам за счет средств, на которые они были построены. В случае если пользователи земли в процессе эксплуатации мелиоративных объектов несли затраты на их реконструкцию или расширение, то при изъятии или временном занятии земельных участков указанные затраты подлежат возмещению понесшим убытки пользователям земли.

При изъятии или временном занятии земельных участков, в результате которого частично или полностью нарушается работа оросительных, осушительных, противоэрозионных и противосе-левых объектов и сооружений (систем), убытки определяются исходя из сметной стоимости работ на строительство новых или реконструкцию существующих объектов и сооружений (систем), включая стоимость проектно-изыскательских работ по нормам, расценкам и ценам, действующим на момент изъятия земель.

Оценка водных источников (колодцев, прудов, скважин и т.п.) производится по сметной стоимости работ на строительство новых водных источников равного дебита и качества воды, включая стоимость проектно-изыскательских работ.

Оценка плодоносящих плодово-ягодных насаждений, а также защитных и других многолетних насаждений производится по стоимости саженцев и затратам на посадку и выращивание их до начала плодоношения или смыкания крон (в ценах на момент изъятия земель).

Незавершенное строительство и плодово-ягодные неплодоносящие насаждения оцениваются по фактически произведенным пользователем земли объемам работ и затратам в ценах на момент изъятия земель.

Убытки (затраты), вызванные возникшими неудобствами в использовании земли (образование островов при наполнении водохранилищ, нарушение транспортных связей, разобщение территории коммуникациями и т.п.), определяются суммой единовременных затрат на строительство дамб, мостов, дорог, подъездов, других сооружений, а также на приобретение лодок, катеров, паромов и иных транспортных средств.

Убытки (затраты), необходимые для восстановления ухудшенного качества земель, включают в себя затраты на проведение почвенных, агрохимических и других специальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества земель; они определяются проектной документацией.

Упущенная выгода является частью убытков пользователей зем-* ли, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков. Убытки в виде упущенной выгоды вызываются прекращением получения ежегодного дохода пользователями земли с изымаемых земель в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства.

Возмещение упущенной выгоды производится предприятиями, учреждениями и организациями, которым отведены изымаемые земельные участки, в размере единовременной выплаты, равной доходу, теряемому в течение периода восстановления нарушенного производства.

Ежегодный доход исчисляется по фактическим объемам производства в натуральном выражении в среднем за пять лет и ценам, действующим на момент изъятия земель. Размер ежегодного дохода рассчитывается с привлечением данных налоговых инспекций и в необходимых случаях корректируется в расчете на предстоящий период в соответствии со сложившимися темпами инфляции. Упущенная выгода исчисляется умножением величины ежегодного дохода на коэффициент, соответствующий периоду восстановления нарушенного производства.

В случаях когда изымаются земли, занятые плодоносящими плодово-ягодными насаждениями, упущенная выгода возмещается за весь срок, включая год изъятия земли и год получения урожая плодово-ягодных насаждений на новых землях, равного достигнутому на изымаемых землях.

Упущенная выгода, вызванная возникшими неудобствами в использовании земель (образование островов при наполнении водохранилищ, нарушение транспортных связей, разобщение территории коммуникациями и т.п.), исчисляется как десятикратная разница ежегодных затрат на эксплуатацию транспортных средств после изъятия земель (с образованием неудобств) и до изъятия земель.

Средства на возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства. Потери сельскохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей, используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижения плодородия почв) под влиянием деятельности предприятий, учреждений и организаций и возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества.

Потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке). При определении затрат на эти цели под освоением новых земель (включая их окультуривание и повышение плодородия почв) понимается комплекс мероприятий по организации новых хозяйств и вовлечению в сельскохозяйственное использование земель, занятых кустарниками, малоценными лесами, вырубками и другими несельскохозяйственными угодьями, путем проведения мелиоративных работ (осушение, орошение, культуртехнические и другие мероприятия).

Размер стоимости освоения новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд определяется исходя из нормативов, которые обеспечивают на осваиваемых землях и улучшаемых угодьях производство сельскохозяйственной продукции в объеме не менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее получаемого до снижения их качества.

Нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Постановление Совета

Министров - Правительства Российской Федерации от 28.01.1993 №77 “Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства”» от 27.11.1995 № 1176 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 49, ст. 4808), введены с 01.01.1996, дифференци-рованны по регионам страны и в зависимости от типа (подтипа) почв на изымаемых участках. Эти нормативы систематически уточняются Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости на основе данных Госкомстата России о поквартальной индексации цен на оборудование и материалы, применяемые при освоении новых земель, и стоимости соответствующих строитель-но-монтажных работ. К лим применяются также повышающие коэффициенты (но не более чем в три раза), устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по отдельным границам зон и территорий. Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.1993 № 77 (п. 4) установлено также, что в случае предоставления сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд во временное пользование или в аренду (при условии последующего восстановления качества сельскохозяйственных угодий до уровня кадастровых оценок не ниже предоставленных) размер потерь сельскохозяйственного производства исчисляется в процентах к нормативам стоимости освоения новых земель. При этом за каждый год временного пользования до трех лет или аренды до 10 лет включительно взимается 5 % установленного норматива. За последующие годы аренды от 11 до 20 лет за каждый год взимается 2 %, от 21 года до 50 лет - 1 % норматива.

Размеры потерь, связанные с изъятием земель, определяются на стадии предварительного согласования места размещения объекта с уточнением при предоставлении земель. Если потери дополнительно выявились в период строительства или после введения в действие объекта, то они определяются на основании отрицательного фактического воздействия объекта на качество прилегающих сельскохозяйственных угодий.

Потери сельскохозяйственного производства не возмещаются:

• при предоставлении земельных участков для строительства мелиоративных систем на землях сельскохозяйственного назначения;

• предоставлении естественных кормовых угодий под строительство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестововыростных хозяйств и рыбоводных предприятий;

• отводе земель под индивидуальное жилищное строительство в границах поселений;

• изъятии земель или ограничении использования земель в случаях отнесения земельных участков в установленном законодательством порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

• консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, в случаях, если виновные в деградации угодий и загрязнении земель юридические лица не установлены, а также в случаях, если виновные лица своевременно выполнили необходимые мероприятия по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий и реабилитации загрязненных земель;

• предоставлении земель без изменения их основного целевого назначения (использования);

• предоставлении земельных участков под размещение кладбищ;

• предоставлении сельскохозяйственных угодий под строительство объектов переработки сельскохозяйственной продукции и для внутрихозяйственного строительства независимо от источников финансирования строительства данных объектов.

Потери возмещаются в полном объеме, при предоставлении сельскохозяйственных угодий во временное пользование с условием рекультивации нарушенных земель под несельскохозяйственные угодья. Потери возмещаются в размере 50 % норматива при нанесении снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья за счет средств предприятий, организаций и учреждений, которым предоставляется земельный участок. Средства, связанные с возмещением указанных убытков и потерь, включаются в графы 7 и 8> а по работам, связанным со строительством и переустройством мелиоративных систем, также и в графы 4-^-6 сводного сметного расчета.

Средства, необходимые для возмещения потерь лесного хозяйства, вызванных изъятием (выкупом) земель лесного фонда, оленьих пастбищ под строительство, определяются в соответствии с Земельным кодексом РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с инструктивными документами Федеральной службы лесного хозяйства (Рослес-хоза) и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, а в субъектах, входящих в состав Российской Федерации, законодательством этих субъектов. Эти средства включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

Стоимость работ по осушению территории стройки, проведению на ней других мероприятий, связанных с прекращением или изменением условий водопользования, а также защитой окружающей среды и ликвидацией неблагоприятных условий строительства (противооползневые мероприятия, противопаводковые и противоселевые сооружения, нагорные канавы, подсыпка и намыв грунта и т.п.), определяется объектными и локальными расчетами (сметами) в соответствии с проектными данными и показывается в графах 4-8 сводного сметного расчета.

Средства на восстановление (рекультивацию) земельных участков, предоставленных во временное пользование на период строительства, т. е. приведение этих участков в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном, рыбном хозяйстве или для других целей, определяются объектными и локальными рас-' четами (сметами) на основании данных, приведенных в проекте восстановления (рекультивации) нарушенных земель, и показываются в графах 4-8 сводного сметного расчета. В случаях проведения рекультивации на нескольких территориально разобщенных объектах средства на эти цели могут включаться в соответствующие объектные сметные расчеты (сметы) на возведение конкретных зданий и сооружений. Средства, необходимые на оплату за землю при изъятии земельного участка для строительства, в соответствии с Законом РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 № 1738-1 (с учетом последующих изменений и дополнений, внесенных в него) и Земельным кодексом РФ определяются исходя из размеров земельного налога (ставок налога), установленных Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю”» от 09.08.1994 № 22-ФЗ (приложения 1 и 2), и нормативной цены земли.

Размер земельного налога зависит от экономического района, где находится земельный участок, и расположения его на территории соответствующего субъекта Российской Федерации: в городе или сельской местности, курортной зоне, районе с исторической застройкой. Эти размеры (ставки земельного налога) индексируются Правительством Российской Федерации ежегодно начиная с 1995 г.

Нормативная цена земли в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке определения нормативной цены земли» от 15.03.1997 № 319 применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям и группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству. Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную нормативную цену земли, но не более чем на 25 %.

Нормативная цена земли, установленная в соответствии с пп. 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 319, не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

Выдача заинтересованным лицам документа о нормативной цене земли конкретного земельного участка возложена на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

j